Таргетирование кредитно-денежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:42, доклад

Краткое описание

Высокий уровень занятости — это достойная цель по двум основным причинам: 1) высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2) при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и не-

Оглавление

Цели кредитно-денежной политики………………………………………………….3
Конфликт целей………………………………………………………………………..6
Критерии выбора промежуточных целей……………………………………………8
Жестко-монетарная и гибко монетарная денежно-кредитная политика………10
Виды монетарной политики ………………………………………………………..14
Особенности кредитно-денежной политики в России……………………………18
Особенности кредитно-денежной политики в пяти других странах.…………….23
Список используемой литературы………………………………………..…………26

Файлы: 1 файл

Доклад1.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

    Если  следовать классической модели, то можно построить кривые совокупного  спроса и совокупного предложения, следующим образом. Поскольку совокупное предложение не зависит от уровня цен, то кривая AS является вертикальной. Кривую AD строится исходя из уравнения количественной теории денег, утверждающей, что предложение денег определяет объем производства в номинальном выражении, который в свою очередь зависит от уровня цен и произведенной продукции. Уравнение количественной теории денег может представлено иначе в показателях спроса и предложения денег в реальном выражении.

    (M/P)S=(M/P)D= kY.

    В этом виде уравнение количественной теории денег показывает, что предложение  реальных денег равно спросу, и  что спрос пропорционален количеству произведенной продукции. Данное уравнение  устанавливает, что зависимость  между уровнем цен Р и количеством произведенной продукции Y отрицательно при любом постоянном уровне предложения денег.

        Р                  AS

                                           AD1(M1)

      P1

                                             ADe(Me)

      Pe

                             

                              Ye                    Y 

    Рис. 3. Нейтральность денег

    Допустим  теперь, что ЦБР повысил предложение  денег с Ме до М1. Это вызовет рост спроса на товары и услуги: кривая совокупного спроса сдвинется с ADe  до AD1. Но поскольку уровень выпуска ограничен уровнем занятости, определяемом на рынке труда, избыточный спрос приведет к росту уровня цен от Ре до Р1. Рост цен вызовет снижение реальной заработной платы с we/Pe до We/P1. Это в свою очередь, нарушит равновесие на рынке рабочей силы; появится избыточный спрос и совершенная конкуренция приведет к восстановлению равновесия при том же уровне занятости и более высокой номинальной заработной плате W1. При этом реальная заработная плата останется неизменной: we/Pe = W1/P1. Реальная процентная ставка равная номинальной процентной ставке минус уровень инфляции, определяется взаимодействием спроса и предложения на ссудный капитал и поэтому тоже останется неизменной.

    Можно сделать вывод, что в результате роста предложения денег увеличились  темпы инфляции, возросла номинальная  заработная плата и номинальная  процентная ставка,  но все реальные переменные не изменились. В соответствии с классической моделью деньги нейтральны   по отношению к реальным экономическим переменным.

  1. Виды монетарной политики

    Монетарная  политика определения  целевого показателя денежных агрегатов (таргетирование денежной массы — monetary targeting). Среди стран, которые путем контролирования денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, можно выделить США, Канаду, Великобританию. На протяжении двадцати лет (с 1974 года) данный режим применяли Германия и Швейцария. Главным преимуществом денежного таргетирования над валютным является возможность корректировать монетарную политику в зависимости от национальных приоритетов, а также устанавливать целевые показатели инфляции, которые будут отличаться от зарубежных, и способность противостоять внешним потрясениям. Политика оказывает влияние на инфляционные ожидания путем периодического оглашения установленных денежных агрегатов, тем самым подтверждая или опровергая желание и способность властей проводить выбранную политику. Однако все описанные преимущества зависят от двух “если”. Во-первых, для дееспособности денежного таргетирования необходимо выполнение условия, при котором будет установлена сильная и надежная связь между переменным показателем (инфляция или номинальный доход) и целевым агрегатом. При слабой зависимости влияние на целевой показатель не приведет к запланированному колебанию переменной. Такого рода разрыв произошел в США и привел к смене режима монетарной политики. Вторым “если” служит безоговорочный контроль за денежными агрегатами со стороны центрального банка. В случае его отсутствия автоматически исчезнут четкие сигналы, оповещающие о проведении именно этой формы монетарной политики. И если регулирование узких агрегатов денежной массы может быть реальностью для властей, то контроль за более широкими денежными агрегатами М2 и М3 более трудоемкий. Применение данной политики в США, Канаде и Великобритании не имело предполагаемых сверхположительных результатов, что объясняется двумя причинами. Поскольку к денежному таргетированию как к самостоятельной политике не относились серьезно, то и шансов на успех у властей не было. К тому же рост колебаний между переменным и целевым показателем привел к отмене в начале 1980-х годов данной системы названными странами. С другой стороны, результатом реализации денежного таргетирования в Германии и Швейцарии стало достижение контроля над уровнем инфляции в долгосрочном периоде и обеспечение прозрачности монетарной политики путем регулярной связи центрального банка с общественностью.

    Монетарная  политика определения  целевого показателя уровня инфляции (таргетирование уровня инфляции — inflation targeting). Первым государством, принявшим рассматриваемый режим, была Новая Зеландия (1990), затем — Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция (1993), Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя следующие элементы:

    - среднесрочную декларацию достижения  конкретных показателей инфляции

    - включение целевых параметров  инфляции и долгосрочную концепцию  развития государства

    - снижение роли промежуточных  показателей, таких, как рост  денежной массы в общей стратегии  достижения оптимального уровня  инфляции

    - достижение прозрачности долгосрочной  монетарной политики путем предания  гласности текущих задач и  планов

    - увеличение подотчетности центрального  банка для достижения целевых  уровней инфляции.

    Таргетирование уровня инфляции обладает рядом преимуществ. В отличие от валютного таргетирования и наравне с денежным таргетированием политика целевого уровня инфляции позволяет фокусироваться на национальных интересах и снижает подверженность внешним потрясениям. Рассматриваемая политика, как и режим целевого показателя обменного курса, открыта и понятна для общественности и, как следствие, прозрачна. Целевой уровень инфляции более ясен для населения, нежели денежные агрегаты, которые должны быть жестко связаны с переменным критерием. Несмотря на риторический вопрос о “стабильности цен”, на практике страны, которые выбрали эту политику, установили целевой показатель уровня инфляции, а не уровня цен. К тому же количественные характеристики этой политики в основном устанавливались выше нуля и ограничивались годовым ИПЦ. Например, Новая Зеландия установила показатель 1,5%, Канада и Швеция — 2%, Австралия и Испания — 2,5%, Израиль — 8,5%. Еще одной особенностью данной политики является координация с основными стабилизационными целями. Центральные банки не перестают принимать меры по снижению колебаний ВВП и занятости. Большинство стран предпочитают политику снижения отклонений ВВП вместе с постепенным переходом от снижения среднесрочных показателей инфляции к долгосрочным. Кроме того, таргетирование уровня инфляции приводит к увеличению надежности и прозрачности центрального банка. В целом данный вид монетарной политики вынуждает монетарные власти быть дальновидными и реализовывать стратегию, нежели тактику, а также концентрироваться на текущей ситуации.  

    Монетарная политика определения скрытого целевого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее ярким примером использования данного режима на современном этапе являются США. Сущность функционирования режима скрытого целевого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля уровня инфляции на перспективу. Данная стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и принятие превентивных мер относительно потенциальной угрозы инфляционных процессов. Для предотвращения инфляции монетарной политике необходимо принять форму стратегии, которая в зависимости от лагов, временных задержек между реальной инфляцией и эффектом от реализуемой политики должна предусматривать соответствующие меры. Безусловно, такого рода политика является производной от политики таргетирования уровня инфляции, так как основным отличием можно назвать присутствие у первой временных лагов. Отличием же может быть меньшая прозрачность данной политики по сравнению с инфляционным таргетированием и отсутствием явного номинального якоря. Фактически политику скрытого целевого показателя можно назвать как “просто делай это” (“just do it”). Аргумент в пользу этого режима подтверждается фактом снижения уровня инфляции в США с двухзначного показателя в 1980 году до 3% к концу 1991 года. Можно согласиться с зарубежными экономистами в том, что режим скрытого целевого показателя является оптимальным для такой страны, как США. Действительно, зачем менять стратегию, если существующая приносит положительные результаты. Возможно, главной серьезной проблемой стратегии является зависимость ее реализации от предпочтений, навыков и способностей руководителей центрального банка. До сих пор глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен (Alan Greenspan) и другие государственные служащие эффективно проводили политику скрытого целевого показателя. Однако при дальнейшей смене управляющих отсутствует гарантия о продолжении выбранного направления новым штатом сотрудников. Итак, во избежание проблем в валютной сфере, одной из которых является завышенный реальный валютный курс, перед странами встает проблема выбора не только валютного режима, но и определенной монетарной политики. При предпочтении таргетирования валютного курса как наиболее быстрая политика по импортированию низкого уровня инфляции возникает угроза завышения реального валютного курса. Последствием этого процесса может стать сокращение конкурентоспособности экспорта. А в случае, если страна богата природными ресурсами и они составляют основу экспорта, то появляется опасность проявления так называемой “голландской болезни”.

    Альтернативными решениями могут стать иные варианты таргетирования, активно использующиеся в практике зарубежных стран. Иначе говоря, слишком высокого курса валюты, подрывающего экспорт (за исключением экспорта ресурсов), который дает прибыль при любом, даже завышенном курсе валюты за счет ренты, образующейся в сырьевых отраслях.   
 
 

  1. Особенности кредитно-денежной политики в России

    Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. Трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе кредитно-денежной политики России. В начале перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.

    Основной  целью денежно-кредитного регулирования  стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

    Основным  методом осуществления стало  таргетирование денежной массы, то есть, на основании зависимости между денежной массой и темпами инфляции, изменение количества денег в обращении. Однако, как показала практика, такая политика оказалась недостаточно эффективной. В условиях переходной экономики ее осуществление осложняется непредсказуемостью спроса на деньги и сложностью контроля за денежной массой.

    С 1992 Центральный Банк России пытался  проводить жесткую политику сжатия денежной массы в целях подавления инфляции, однако, уже к середине 1995 года стало очевидно, что она малоэффективна. Объясняется это, прежде всего, слабо развитой банковской системой.

    В 1995 году был принят ряд законодательных  актов, которые предоставили Банку России независимость в осуществлении денежно-кредитной политики. С этого же года Банк России установил два ориентира: предельные темпы роста денежного агрегата М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к доллару.

    Задача  стабилизации валютного курса выходила на первый план в период с июля 1995 года по август 1998 года. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в этот период нельзя не отметить тот факт, что в 1997 году ВВП впервые вырос на 0,4%, общий объем инвестиций превысил показатель прошлого года на 4,7%. Однако политика регулирования валютного курса имеет недостатки. До 1998 года таргетирование обменного курса происходило при дефиците государственного бюджета, с ростом цен на энергоносители на мировом рынке удалось покрыть этот дефицит, но это в свою очередь привело к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором: сокращать инфляцию для обеспечения стабильности экономического развития или сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В этот же период отмечено абсолютное сокращение денежной массы М2 и снижение доходности государственных облигаций. Был взят курс на ограничение темпов инфляции, что, в конце концов, привело к финансовому кризису и обвалу курса рубля.

Информация о работе Таргетирование кредитно-денежной политики