Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа
Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие - это не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.
Целью данной курсовой работы является изучение особенности, сущности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект: цели
и задачи функционирования предприятия………………………………...5
2. Внешняя и внутренняя среда предприятия……………………………..9
3.Факторы, влияющие на деятельность предприятий в условиях ры-
ночной экономики………………………………………………………….12
4. Общая характеристика условий работы предприятия до и после пе-
рехода на рыночную экономику…………………………………………..17
5. Проблемы предприятий в переходный переход……………………….24
Заключение………………………………………………………………….27
Сеть производственных связей, созданная в рамках экономической системы, является важной составляющей ее основного капитала. Назначение этих связей заключается в сокращении затрат на поиск партнёров и ведении операций.
В условиях социалистической экономики действия отдельных субъектов экономических отношений координируются, и сеть производственных связей создается самой системой планирования. Созданная Госпланом и Госснабом система снижала издержки на ведение операций предприятий, но сами эти органы тратили немало сил на создание таких связей. Кроме того, из-за
24
несовершенства системы планирования предприятия вынуждены были устанавливать неформальные связи для приобретения ресурсов, которые они не могли получить через систему планирования. Возможно, эта система не очень эффективна, но она все же представляет определенную ценность. Создание новых связей требует больших затрат. При переходе к рыночным отношениям имеющиеся связи нарушились, а налаживание новых связей отдельному предприятию обходится очень дорого. Они гораздо важнее для госсектора, чем для нового частного сектора, который постепенно создает собственные.
Неопределенность, связанная с распадом системы связей - главный фактор, заставляющий предприятия все больше думать о выживании.
Система связей приходит в упадок из-за того, что предприятия пытаются уйти от старых схем поставок. Большинство из них по сей день поставляют и
получают продукцию по прежним схемам, чтобы не тратить средства на
поиск новых поставщиков. Однако тем, которые прежде поставляли свою продукцию потребителям по заниженным ценам, уход от прежней системы дает немалые выгоды.
Вторая важнейшая черта переходного периода - не всегда ясно, кто руководит предприятием. Формально многие предприятия по-прежнему считаются государственными, однако правительство не способно реально влиять на их деятельность. Некоторые предприятия приватизированы без должного соблюдения юридической процедуры, так что их приватизация может быть поставлена под сомнение. Таким образом, директора госпредприятий не уверены в долгосрочной стабильности своего положения на предприятии. Тем не менее, директор до тех пор отвечает за перестройку внутри предприятия, пока эта неопределённость не устранена.
Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Но формирование этих отношений займет немало времени. А пока развитие двух
25
упомянутых аспектов системных преобразований означает, что
предприятиям приходится действовать в обстановке крайней неопределенности, которая на данном этапе служит причиной появления характерных особенностей в поведении российских предприятий.
Перед современными директорами стоят две важнейшие проблемы. Первая связанна с определением истинной стоимости предприятия. При отсутствии развитого рынка капитала нынешняя оценка предприятия не дает представления о его истинной стоимости. С недостаточным развитием рынка капитала отчасти связано отсутствие рынка руководящих кадров, вследствие чего жалование директора не зависит от размера собственного капитала предприятия.
Вторая проблема - слабая информированность. На этой основе предприятиям очень трудно предвидеть последствия своих нынешних действий. Директора понимают, что современная экономическая среда, скорее всего, изменится, и условия деятельности будут относительно стабильными, но неизвестно, какими именно.
Из-за этих двух
проблем любые действия, результаты которых
проявятся главным образом на завершающей
стадии переходного периода, не представляют
интереса для директоров предприятий.
Они способны видеть перспективу, не выходящую
за рамки получения выгоды на стадии неопределенности.
Однако ввиду непредсказуемости внешних
условий хозяйственной деятельности неопределенность
не всегда заканчивается с определением
полномочий по управлению предприятием
и не всегда устраняет неразбериху внутри
него, поэтому директор приватизированного
предприятия будет принимать решения
с таким расчетом, чтобы получить выгоду
уже в ближайшем будущем, так как долгосрочная
перспектива остается расплывчатой.
26
Заключение
Рынок - совокупность интересов и действий, существующих и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.
Предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынок.
Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.
Предприятие обладает самостоятельностью в организации производством и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием появления коммерческой свободы является также свободное ценообразование.
Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определённых рамках самостоятельности предприятий, организаций.
27
Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.
Помимо вышеуказанных обязательств, предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правила безопасности производства, соблюдать санитарно- гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников.
Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска - соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д.
Свобода
предпринимательства, свобода выбора
и личный интерес формируют отношения
состязательности, конкуренции между
участниками рыночного обмена.
28
Список литературы
1) Баликоев В.В. Общая экономическая теория Учеб. Пособие. - Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК “ Модус”, 1996.-c.241.
2) Сафронов Н.А. Экономика предприятия. - М.: Юристъ.-2000.-с.172.
3) Управление организацией /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.-М.: ИНФРА-М,2000. Гл. 3
4) Экономика предприятия /Под ред. Волкова.-М.: ИНФРА-М, 2001.-с.75-76.
5) Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.-с.152.
6) Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.
7)Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий), Москва, 2006.
8)Горринкель В.Я. Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. проф.В.Я. Горринкеля. М.: Банки и биржи; БНТИ, 2000.
9)Загородников С.В. Экономика предприятия: 4-е изд., стереотип. - М.: Издательство "Экзамен", 2007.
10)Макконел Э. Экономика: принципы, проблемы и политика: в 2т. / пер. с англ.11-е изд. Т.1. М.: Республика, 2001.
11)Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
12)Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Е. Куприянова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
13)Экономическая
теория: Элементарный курс / Под ред. С.А.
Бартенева. М.: Юристъ, 2002.
31
Схема1.Факторы воздействия внешней среды на предприятие
29
Схема 2.Факторы
внешней и внутренней среды, влияющие
на деятельность
предприятия
30