Сущность, роль и особенности условий работы предприятии до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие - это не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.

Целью данной курсовой работы является изучение особенности, сущности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект: цели

и задачи функционирования предприятия………………………………...5

2. Внешняя и внутренняя среда предприятия……………………………..9

3.Факторы, влияющие на деятельность предприятий в условиях ры-

ночной экономики………………………………………………………….12

4. Общая характеристика условий работы предприятия до и после пе-

рехода на рыночную экономику…………………………………………..17

5. Проблемы предприятий в переходный переход……………………….24

Заключение………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 1.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

4.Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие фирмы в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрения

9

информационных  технологий, с одной стороны, приводит к повышению качества и уменьшению сроков изготовления продукции; но, с  другой - уменьшает количественную потребность в рабочей силе и  ориентирует общества на качественное изменение профессионального мастерства.

Физическая или  географическая среда, характеризующая  возможности коммерческой фирмы, функционирующий  в конкретном регионе, определяет, какое  сырье, какие энергоресурсы и  какой вид транспорта выгоднее использовать; а также в каких условиях хранить  и перерабатывать сырье, где и  как набирать рабочую силу, как  ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.

5.Партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Ее формирует предприятия-поставщики и предприятия-покупатели; коммерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы и другие контрагенты фирмы.

  Особенности внешней среды предприятий:

  1.Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других.

2.Сложность внешней среды. Предприятие вынуждено ориентироваться на государственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов.

3.Неопределенность внешней среды. Большое влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывает неопределенность экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

10

  Факторы внутренней среды предприятия - совокупность взаимосвязанных

внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри предприятия.

Классификация факторов внутренней среды предприятия:

1.Производственно-технологические факторы, определяющие соответствие технологии и оборудования предприятия современному уровню: неритмичность производства, большой уровень брака, низкая производительность труда, простои оборудования, сбои в снабжении сырьем, материалом.

2.Организационные факторы, проявляющиеся в нерационально структуре предприятия по составу (очень высокий вес постоянных затрат) взаимных связей подсистем и элементов предприятия, в распределении персонала во времени работ;

3.Экономические факторы, состоящие в нерациональном выборе ассортимента продукции объема выпуска, в несоответствии постоянных и переменных затрат, деформации цен или спроса на выпускаемую продукцию;

4.Информационно-управленческие факторы, состоящие в недостаточном соответствии технологии управления производственно-технологическим процессом данному типу производства, в составе используемой долей управления информации, ее получении, прохождении, обработке и анализе, подготовке и принятии управленческих решений, их обоснованности и своевременности.

Значение анализа  внутренней среды предприятия:

1.Информация о внутренней среде предприятия необходима для определения внутренних возможностей, потенциала, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

2.Анализ внутренней среды предприятия указывает на то, что, помимо производства продукции, оказание услуг, предприятие обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

11

3. Факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятий в условиях рыночной экономики 

   Управление предприятием любого вида деятельности в новых для России условиях рыночной экономики поставило перед управляющим-менеджером ряд сложнейших проблем, с которыми ранее ему сталкиваться не приходилось в силу ограниченности его прав и ответственности при принятии решений в рамках плановой экономики.

   Эффективность использования ресурсов производства капитала, труда и, главное, управленческих способностей, представляет собой важнейшую задачу управления предприятием и остается актуальной во все времена и при всех формах экономических систем. Особенно актуальна она в современных экономических условиях России.

   Анализ финансового и хозяйственного положения более чем 50 российских предприятий за последние 3 года позволяет сделать вывод, что даже в условиях глубочайшей стагнации производства, искусство разумного управления своими ресурсами и быстрая адаптация к условиям и законам рынка дают возможность предприятиям не только "держаться на плаву", но и предпринимать попытки развития своей деятельности. Так, для 30% безусловных "фаворитов" и около 30% предприятий, ба лансирующих на грани выживаемости, вторым, после рыночной конъюнктуры, фактором успеха является хорошо продуманная и эффективно действующая система обеспечения управленческой информацией и высокий профессионализм менеджера.

   Вхождение российской экономики в рыночные отношения связано не только с организацией рынков товаров, капитала, рабочей силы и т. п., но и с формированием единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный экономический рост. Деловой мир заинтересован в получении полезной информации для принятия оперативных хозяйственных решений,

12

бизнес - планирования, разработки финансовой рыночной стратегии.

В условиях конкурентного  свободного рынка предприятие оказалось перед лицом множества внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность его хозяйственной деятельности и конкурентное положение на рынке.

  Внешние факторы, образующие некую среду функционирования (зачастую не зависят от воли собственника и менеджера: уровень инфляции в стране, государственное законодательство, политическое положение, процентные ставки банков и т. д. Однако анализ, прогнозирование и учет этих факторов при принятии управленческого решения безусловно важны и необходимы.   Методы оценки конкурентного положения предприятия и выработки стратегии его поведения в условиях рынка достаточно разработаны и систематизированы классическими принципа ми маркетинга и стратегического менеджмента.

  Внутренние управленческие факторы составляют управленческую инфраструктуру предприятия, формирование и систематизация которой зависит от менеджера и определяет правильность и эффективность принятия управленческого решения.

  Управленческая инфраструктура предприятия может быть условно разделена на материальную (техноструктура, финансы, персонал, планирование и т. д.) и нематериальную (менеджмент, стратегия, политика и гибкость, культура производства и управления и информация). Условность такого разделения оправдана удобством анализа и информационного обеспечения управленческой системы, хотя и не является единственно возможным подходом.

  Традиционная система управления, сложившаяся на российских предприятиях вследствие ограниченности плановой экономики, реализует попытку учета факторов внешней и внутренней среды без структуриза ции последних и приводит к результатам, не поддающимся достоверному

13

анализу.

  Недостатки такого способа обработки управленческой информации очевидны:

1. Учет инфляции и других внешних факторов возможен лишь статистически за достаточно долгий (месяц и более) срок и не может быть использован для быстрого реагирования на некоторые изменения;

2. Внутренние и внешние факторы не могут быть разделены путем менеджмента или учета, в силу чего ответственность за учет этих факто ров неоправданно ложится на персонал; при таких обстоятельствах не возможно измерить и оценить индивидуальную работу менеджера;

3. Различные организационные структуры и отделы не несут пря мой ответственности за свой вклад в результаты деятельности предприятия: если один из отделов проваливает работу, то издержки от этого провала не рассчитываются раздельно, как произведенные именно этим отделом; то же самое и в противном случае, когда работа отдела очень эффективна.

4. Информация, полученная в разных отделах, может быть абсолютно несвязной и недостоверной.

Следует заметить, что методы синергетического подхода, которые могли бы в данном случае быть полезны, в экономике разработаны  слабо и более приемлемы на макроуровне, нежели в рамках отдельного пред приятия, в

силу достаточно жесткой организации последнего.

Наиболее разумным при формировании управленческой среды  представляется выделение внутренней "жестко" организованной и, следовательно, поддающейся формализации системы  предприятия и,

отдельно, аналитической, направленной на учет влияния внешних факторов на отдельные элементы и звенья первой.

    Целевая функция внутренней организационной системы -- эффективная организация -- менеджмент -- бухучет -- снабжение (центр ответственности) -- производство (центр ответственности) -- коммерческая деятельность –

14

новые виды продукции. Эти цели конкретизируются как в  оперативном (до 1 года), так и в  стратегическом плане (3--5 лет и более). База данных, обеспечивающая эффективность  принятия управленческого решения, формируется информационной системой, учитывающей, по возможности, все внутренние факторы предприятия. Влияние внешних (менее предсказуемых) факторов учитывается как возможные изменения отдельных внутренних.

  Рассматривая структуру раздельного учета внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что данная трактовка совпадает с со временной западной системой учета, которая подразделяется на две основные подсистемы: внешнюю -- финансовый учет и внутреннюю -- управленческий учет. Финансовый учет аккумулирует данные о деятельности организации и является источником внешних отчетов. Управленческий учет получает и анализирует финансовые и нефинансовые данные о внешних и внутренних факторах, влияющих на деятельность организации, и является источником информации для принятия управленческих решений (управленческой информации).

   За рубежом обычно для удовлетворения различных информационных потребностей создают управленческую информационную систему. Эта система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления компанией. При этом подсистема управленческого учета является наиболее важной, т. к. она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы (центры ответственности).

  Таким образом, систему управления предприятием можно представить как синтез информационной системы, выполняющей функции сбора, обработки и представления информации о внутренней и внешней средах, и организационной структуры. Совмещение этих двух систем порождает функциональную систему управления предприятием. Система управления, синтезированная на базе информационной, достаточно легко формализуется,

15

поддается математической оптимизации и является хорошей базой автоматизации процессов планирования, контроля и учета хозяйственной деятельности - залога эффективности принятия управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16

4. Общая характеристика условий работы предприятия до и после перехода на рыночную экономику

Современная рыночная экономика представляет собой сложный  механизм взаимодействия спроса и предложения, а, конечном счете производителей и  покупателей. Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране правового  законодательства.

  Рыночная экономика находится под влиянием рыночных сил или "невидимой руки" (по выражении Адама Смита), а также государственного регулирования в той или иной стране.

  Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работу и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

   От того, насколько эффективно работает предприятия, каково их финансовое состояние, зависит здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные явления.

Информация о работе Сущность, роль и особенности условий работы предприятии до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций