Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:49, курсовая работа
Безработица является одной из главных социальных проблем нашего общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток или недостаток рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработица
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости
1.2. Причины безработицы, ее виды и измерение
1.3 Типы безработицы.
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке труда
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных
работниках
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Заключение
Литература
ликвидация нерентабельных
и неконкурентоспособных
предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие
коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно
должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере
занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в
программах экономических преобразований.
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными
мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим
прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его
оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем
трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда,
с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда
соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки
кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России
выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых
часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица
растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4%
экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в
службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до
30%), о повышении
доли выпускников учебных
молодежи.
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике,
масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы
заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов
узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики
- максимальное поддержание
уровня жизни населения и
социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана
Государственная программа
в которой предусмотрены
организационные и
трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год,
намечены совместные действия структур государственного управления разного
территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба
занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения
гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет
неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству,
а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,
ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в
течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по
истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он
приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов
занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,
содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их
профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется,
что Правительственная
населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в
содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем
обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы,
повышения эффективности
занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной
защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях
управления являются федеральная, территориальные и местные (городские,
районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском
обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости,
допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого
принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической
эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских
регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства,
ресурсообеспеченностью и т.д.
Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом
значении социально-демографического фактора позиции руководства двух
субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся
рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть
одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия
текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой
финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий
использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к
Центральному
дорожает. Нужно ли
сохранять такую структуру
Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные
предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать
финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять
льготные кредиты для пополнения оборотных средств.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования экономически активного населения,
сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и
привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными
и региональными органами власти и управления.
Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами
структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,
обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению
временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем
региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости
населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином
предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления
социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения,
способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых
условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации
утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает
систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-
экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,
принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и
материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие
годы показывает,
что способность
саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в
использовании элементов государственного регулирования, которое
предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере
является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест,
сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости
населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных
рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
·обеспечение правовых,
экономических и
сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях
экономики и регионах Российской Федерации;
·регулирование
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
·формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества
создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня
жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и
ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости
населения;
·предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие
системы общественных работ.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в