Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки СЭПНХСС, но и нет единства мнений о методологических принципах и подходах к оценке этого потенциала (принципах формирования единой интеграционной оценки, составе показателей, включаемых в оценку, и
способах их измерения).

Файлы: 1 файл

Сущность.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

Техническая оснащенность отраслей экономики России существенно  отстает по своим качественным характеристикам  от уровня технической оснащенности передовых стран. Низкое качество технической  базы российской экономики является в настоящее время одним из основных факторов, которые будут  сдерживать экономический рост в стране при расширении платежеспособного спроса. Переориентация производства на современные технологии (обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции) предъявляет соответствующие требования к техническим параметрам активной части основного капитала. Учитывая сложившуюся возрастную структуру оборудования, можно сделать вывод, что этим требованиям отвечает относительно небольшая его часть.

При оценке потенциального экономического эффекта от использования  имеющихся основных производственных фондов необходимо учесть, что масштабы восстановления уровня фондоотдачи  ограничены изменениями в способности  этих фондов выпускать конкурентоспособную продукцию. Следовательно, уровень загрузки основных производственных фондов не может быть восстановлен в масштабах базового периода. Так, по данным анкетирования руководителей предприятий промышленности (табл. 5.11), уровень использования производственных мощностей в отечественной промышленности может быть повышен лишь до 70-75% (в настоящее время он составляет около 50%).

В настоящее  время уровень загрузки производственных мощностей электроэнергетической  отрасли составляет менее 50%. Но, учитывая стоящие перед Россией стратегические задачи по обеспечению ускоренных темпов экономического развития (для компенсации  социально-экономических потерь в  период экономического кризиса и  обеспечения последующего устойчивого  экономического роста), можно ожидать, что обеспеченность страны электроэнергетическими мощностями в ближайшие 10-20 лет ощутимо  повысится. Это связано, во-первых, со сложившейся высокой энергозатратностью российского производства. Во-вторых, с ожидаемым обострением проблем с обеспеченностью собственными топливными ресурсами (в частности, в области нефтедобычи и нефтепереработки), поскольку именно эти ресурсы являются исходным сырьем для производства электроэнергии на тепловых электростанциях, на которые приходится основная нагрузка по обеспечению страны электроэнергией.

Таким образом, решение стратегических вопросов обеспеченности потребностей страны электроэнергией  в долгосрочном периоде предполагает, наряду с введением энергосберегающих  технологий, ускорение прироста мощностей  электростанций, ориентированных на более дешевые способы производства и 

более доступные  виды топлива.

Ресурсная обеспеченность основными фондами в сельском хозяйстве может быть охарактеризована в растениеводстве обеспеченностью  техникой (комбайнами, тракторами), а  в животноводстве — количеством  поголовья скота, долей в элементном составе основного стада высокопродуктивных пород животных.

Уровень развития и технические показатели транспортной инфраструктуры непосредственно влияют на степень реализации производственного  потенциала других отраслей (обеспечивая  «физическую» связь между поставщиками и потребителями), а также определяют масштабы предложения и привлекательность  услуг отечественного транспорта для  потребителей. Для России с ее значительным размером территории проблема развития транспортной инфраструктуры остается одной из важнейших при реализации экономического потенциала регионов и  СЭПНХСС в целом.

Для оценки технической  базы транспорта используются показатели, характеризующие состав и состояние  основных фондов в его подотраслях  в соответствии со следующей классификацией отраслей:

1. Наземный транспорт: 

— железнодорожный (грузовой/пассажирский);

— автомобильный (грузовой/пассажирский, в том числе в личном пользовании);

— пассажирский общественного пользования (автобусный, троллейбусный, трамвайный, метрополитен).

2. Водный транспорт: 

— морской (грузовой/пассажирский, включая каботажный);

— внутренний водный (грузовой/пассажирский).

3. Воздушный  транспорт (грузовой/пассажирский).

Важными натуральными измерителями, позволяющими оценить  степень развития транспортной инфраструктуры страны, служат показатели наличного  подвижного состава (табл. 5.18) и обеспеченности территории страны путями сообщения (эксплуатационная длина путей сообщения, плотность путей сообщения).

К качественным характеристикам основных фондов в  транспортных отраслях можно отнести  такие параметры, как уровень  внедрения прогрессивного грузового  подвижного состава, контейнеров и  технологий на транспорте общего пользования (%); степень внедрения прогрессивного пассажирского по­

движного состава  на транспорте общего пользования; потребление (топлива, автобензина, электроэнергии и т. д.) организациями транспорта и автотранспортом предприятий  и организаций; технические показатели отдельных видов путей сообщения; уровень аварийности на транспорте.

В группе пассажирского  подвижного состава заметно снизилось  количество автобусов, троллейбусов и  трамвайных вагонов, а также отмечено весьма значительное уменьшение морских (более чем в два раза) и речных (более чем на треть) пассажирских и грузопассажирских судов. Обеспеченность специальными видами автомобилей сократилась  почти на треть. При этом более  чем в два раза возросло количество легковых автомобилей и более  чем в полтора раза — количество вагонов метрополитена.

Россия традиционно  считается крупной морской державой, но ее позиции в группе ведущих  морских держав за рассматриваемый  период времени пошатнулись (как  было отмечено, морской торговый флот страны резко сократился).

Показателями  развития материально-технической  базы связи являются:

— число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования (городской и сельской);

— число телевизионных  станций;

— число основных радиотрансляционных точек;

— внедрение  прогрессивных средств связи общего пользования;

— наличие технических  средств спутниковой связи и вещания;

— параметры, характеризующие  состояние основных фондов почтовой связи;

— показатели, определяющие состояние основных фондов городской  и сельской телефонной связи общего пользования;

— показатели, характеризующие  состояние основной междугородной  и международной телефонной связи  общего пользования.

5.4.2. Запасы материальных  оборотных средств 

Важной составляющей частью национального богатства  и одновременно нефинансовых произведенных  активов являются запасы оборотных  средств. Материальные оборотные активы — это произведенные активы, состоящие  из товаров и услуг, которые созданы  в текущем или более раннем периоде и хранятся для последующей  продажи, использования в производстве или в иных целях. Они включают сырье и материалы, незавершенное  производство, готовую продукцию  и товары на перепродажу. Данная категория  охватывает все запасы материальных оборотных средств органов государственного управления, включая стратегические запасы (резервы).

Сырье и материалы. Товары, которые их владельцы намерены использовать в качестве промежуточных  ресурсов в процессе собственного производства. Такие товары не предназначены для  перепродажи.

Незавершенное производство. Товары и услуги, производстве которых частично завершено, но которые обычно не передаются другим единицам без дальнейшей обработки либо не являются готовыми. Процесс их производства будет продолжен в последующий период тем же производителем. При этом исключаются частично завершенные сооружения, право собственности на которые считается перешедшим к конечному владельцу, либо потому что их строительство ведется для собственного использования, либо на основании существующего договора купли-продажи. К данной категории относится незавершенное производство по культивируемым активам и прочее незавершенное производство.

Незавершенное производство по культивируемым активам  — это животные, выращиваемые на убой (например, птица и рыба, разводимые на промышленной основе); деревья и  другие растения, приносящие продукцию  только один раз за жизненный цикл; «незрелые» культивируемые активы, которые  можно использовать для многократного  получения продукции.

Прочее незавершенное  производство — товары (кроме культивируемых активов и услуг), обработанные, изготовленные  или собранные производителем частично, но обычно не продаваемые, отправляемые или передаваемые другим единицам без  дальнейшей обработки.

Готовая продукция. Товары, готовые для продажи или  поставки производителем.

Товары на перепродажу. Товары, приобретаемые предприятиями (например, предприятиями оптовой  и розничной торговли) с целью  их перепродажи без дальнейшей обработки (единственным допустимым видом преобразования таких товаров является представление  их в привлекательном для покупателя виде).

Запасы материальных оборотных средств — важный элемент  ресурсов экономики. Они обеспечивают бесперебойность удовлетворения материальных потребностей воспроизводственного процесса (производства и конечного потребления  продукции). Для оценки уровня достаточности  запасов используются отраслевые нормативы, характеризующие обеспеченность ими (в днях) соответствующих видов  производств, а также торговли. Как  переизбыток, так и недостаток запасов  материальных оборотных средств  оказывает отрицательное воздействие  на состояние экономики.

Величина запасов  материальной составляющей оборотных  средств и ее динамика тесно связаны  с объемами и динамикой производства и конечного спроса. Так, размер производственных запасов определяется масштабами производства, т. е. потребностями в его обеспечении  сырьем, материалами,

полуфабрикатами и проч. На объем запасов готовой  продукции (у производителей, в торговой сети) оказывает существенное влияние  степень сбалансированности между  спросом и предложением, сформировавшаяся на данный момент в экономике.

При анализе  ситуации с запасами материальных оборотных  средств следует учесть сложившуюся в экономике зависимость производства от импортного сырья, материалов и комплектующих изделий. Так, при относительно более высоком уровне импортозависимости производства возможности экономического роста и, следовательно, возможности реализации ресурсного потенциала страны в большей степени связаны с валютными доходами и внешними факторами, определяющими доступность импортных ресурсов для отечественных производителей.

Зависимость от импорта сырья и материалов является важным фактором, сдерживающим экономическое  развитие многих стран. Россия богата природными ресурсами и обеспечивает свои потребности в сырье практически  полностью за счет собственного производства. Исключение составляют отдельные виды сельскохозяйственного сырья для  пищевой и легкой промышленности, что связано с низким уровнем  развития аграрного сектора, а также  сырья для цветной и химической промышленности (например, «давальческого»  алюминия и каучуков).

В машиностроении ощутима зависимость от поставок комплектующих, эта зависимость  может быть усилена при активизации  процесса обновления технической базы экономики с ориентацией на импорт высокотехнологичного оборудования.

5.4.3. Ценности 

Ценности как  элемент национального богатства  включают экономические активы, реальная стоимость которых сохраняется  или увеличивается в течение  продолжительного периода времени. К экономическим активам этого  типа относятся драгоценные металлы, драгоценные камни, антиквариат, произведения искусства и т. п.

Важнейшей особенностью этого элемента национального богатства  является то, что с течением времени  в результате множества объективных  и субъективных факторов происходит изменение структуры ценностей, ведущее, как правило, к росту  их стоимости (цены). Так, например, за последние 20 лет рыночная стоимость золота снизилась более чем в 2,5 раза.

5.5. Нефинансовые непроизведенные  активы 

Этот элемент  национального богатства страны включает в себя две составляющие, во многом определяющие не только объем  и структуру, но и динамику СЭПНХСС:

Информация о работе Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала