Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа
Целью работы является определения понятия «Предпринимательство». Исследовать его историю и роль в современном мире, в том числе и в России.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теории предпринимательства,
− ознакомиться с историей, самим понятием и перейти к современности с рассмотрением регулирования предпринимательской деятельности с акцентом на Россию.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность предпринимательства…….5
1.1 История развития теории предпринимательства……………………………5
1.2 Особая форма экономической активности…………………………………..6
1.3 Предпринимательская среда………………………………………………….8
1.4 Экономическая сущность предпринимательства……………………………9
Глава 2. Виды и формы предпринимательской деятельности………………...13
2.1 Виды предпринимательства…………………………………………………13
2.2 Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора…………………………………………………………………………….15
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности в России………18
2.1 История развития предпринимательства в России………………………..18
2.2 Современное состояние малого предпринимательства в РФ…………….20
2.3 Предпринимательский потенциал России………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………34
26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность предпринимательства…….5
1.1 История развития теории предпринимательства……………………………
1.2 Особая форма экономической активности…………………………………..6
1.3 Предпринимательская среда………………………………………………….8
1.4 Экономическая сущность предпринимательства……………………………
Глава 2. Виды и формы предпринимательской деятельности………………...13
2.1 Виды предпринимательства……………………………
2.2 Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора………………………………………………………………
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности в России………18
2.1 История развития предпринимательства в России………………………..18
2.2 Современное состояние малого предпринимательства в РФ…………….20
2.3 Предпринимательский потенциал России………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Целью моей работы является определения понятия «Предпринимательство». Исследовать его историю и роль в современном мире, в том числе и в России.
Ведь предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип мышления - и сводится основная задача процесса обучения.
Реалии наших дней свидетельствуют, что и в кругах экономической общественности, и среди практиков закрепилось упрощенное толкование экономической сущности предпринимательства, отождествляющее последнее с любым бизнесом. При таком подходе и в разработке законов, и в регулировании предпринимательства едва ли могут быть выбраны правильные ориентиры. Вот почему сегодня так остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и принципов предпринимательства применительно к условиям России.
Проблема предпринимательства на сегодняшний день является актуальной темой для ее рассмотрения и обсуждения. В современной истории нашей страны предпринимательство, как социально-экономическое явление существует около 20 лет. За все эти годы предпринимательство в России прошло тяжелый и длительный бой за выживание, и бой отнюдь не только в экономической области. Но до сих пор существует ряд проблем, решение которых зависит как от самих предпринимателей, так и от сложившихся условий в стране. Сегодня государство всячески способствует увеличению предпринимательского слоя: уменьшает ставки налога, умело проводит кредитно денежную политику. Сегодня России удалось осуществить первоначальные шаги на длительном пути развития предпринимательства. Но еще предстоит очень много сделать для его дальнейшего развития.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие еще в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теории предпринимательства,
− ознакомиться с историей, самим понятием и перейти к современности с рассмотрением регулирования предпринимательской деятельности с акцентом на Россию.
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность предпринимательства
1.1 История развития теории предпринимательства
Ни за рубежом, ни у нас еще пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в, была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.
"Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер. В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.
И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства[1].
Предпринимательство - это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
1.2 Особая форма экономической активности
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход;
наемного работника, продающего свою рабочую силу;
индивидуального производителя;
государственного или муниципального служащего;
менеджера;
пенсионера;
учащегося или студента;
безработного;
занятого оборонно-охранной деятельностью;
вовлеченного в экономически преступную деятельность.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Субъекты предпринимательской деятельности представлены на рисунке 1 [Приложение 1].
1.3 Предпринимательская среда
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие еще в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.
Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий.[2]
Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации (но не наоборот). Формирование предпринимательской среды - проблема не только национальная, но и межстрановая. В рамках замкнутых межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более схожими. Весьма актуальной для России остается проблема ее включения в европейское и мировое предпринимательское пространство. Только в случае такого включения может приостановиться процесс "утечки" российского капитала за рубеж.
1.4 Экономическая сущность предпринимательства
При выявлении этой сущности важно опираться на огромный мировой опыт исследования данного феномена. Именно практика направила мировую экономическую мысль на его осмысление, обобщение, на создание экономической теории предпринимательства. Последняя не может, естественно, рассматриваться как статичная система. Экономические реалии второй половины текущего столетия со сложнейшими внутрихозяйственными и межгосударственными отношениями значительно усложнили практику предпринимательства. В его развитии возникли новые закономерности, что требует постоянного углубления и совершенствования соответствующей теории.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало определений понятия " предпринимательство ". Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический (по сравнению с землей, капиталом, трудом) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Предпринимательство как процесс прямо, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий.
Анализ зарубежной литературы и первых отечественных работ по теории и практике предпринимательства показывает, что к пониманию его экономической сущности целесообразно идти через характеристику категории " предприниматель "[3].
Предприниматель, с моей точки зрения, - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.
Движущим мотивом предпринимательской деятельности является прежде всего получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
Информация о работе Сущность и особенности предпринимательской деятельности в России