Сущность и особенности предпринимательской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определения понятия «Предпринимательство». Исследовать его историю и роль в современном мире, в том числе и в России.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теории предпринимательства,
− ознакомиться с историей, самим понятием и перейти к современности с рассмотрением регулирования предпринимательской деятельности с акцентом на Россию.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность предпринимательства…….5
1.1 История развития теории предпринимательства……………………………5
1.2 Особая форма экономической активности…………………………………..6
1.3 Предпринимательская среда………………………………………………….8
1.4 Экономическая сущность предпринимательства……………………………9
Глава 2. Виды и формы предпринимательской деятельности………………...13
2.1 Виды предпринимательства…………………………………………………13
2.2 Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора…………………………………………………………………………….15
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности в России………18
2.1 История развития предпринимательства в России………………………..18
2.2 Современное состояние малого предпринимательства в РФ…………….20
2.3 Предпринимательский потенциал России………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

сущность и особенности предпринимательской деятельности в России.doc

— 3.74 Мб (Скачать)

Еще одна важная задача — перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной эконо­мики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвы­чайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осоз­нания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, за­конодательное и организационное обеспечение этого процесса.

 

 

 

Заключение

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль.

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. "Вакуум права", отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот "вакуум" быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических - коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России.

1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;

3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;

4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации и кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

5. Создание льготных условий использования субъектами
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

 


Список литературы

 

1.   Аборнева О.И. Проблемы развития МП в России// Менеджмент в России и за рубежом .- 2000.- №-2.-С.12-14.

2.   Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2003. Введение и гл. 1, с. -15.

3.   Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом.-М, 2001-124с.

4.   Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 407 с.

5.   Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: 2004г.

6.   Борисов Е.Ф. Основы экономики. Москва: «Юристъ», 2006г.

7.   Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва. 2008.

8.   Горфинкель В.Я., Швандр В.А./ Экономика предприятия: Учебник / – М.: ЮНИТИ, 2000.

9.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательские формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. – Москва 2006.

10. Гусейнов Р. История экономики России. – Москва, 2004г.

11. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор

12. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой – М., 2004г.

13. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2008.-716с.

14. Макконнелл К.Р., С. Л. Брю, Экономикс издательство "Инфра - М", 2000.

15. Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России//общество и экономика.- 2005.-№-12.- С.49-85.

16. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика", 2002.

17. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник 2-е издание, ред.-М.:Инфра-2006 - 716с.

18. Свиридович А.В. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 2003.-736с.

19. Тихомиров. Р. Власть и экономические субъекты // Право и экономика. – 2005. - №-1.- С.3-10.

20. 13.Усманова Л.Ф. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. – Уфа: УГАТУ, 2004. – 358с.

21. В.Шанцев. Льгот ради льгот быть не должно //Бизнес для всех.-2000.-№-3. С.48-50.

 

 


Приложение 1

Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Приложение 2

Рисунок  2. Типология предпринимательской деятельности

 

 



[1] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2003. Введение и гл. 1, с. -15.

[2] Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: 2004г.

 

[3] Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва.: ИНФРА-М, 2008- 608с.

 

[4] Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор

[5] Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва.: ИНФРА-М, 2008- 608с.

[6] Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом.-М, 2001-124с.

 

[7] Аборнева О.И. Проблемы развития МП в России// Менеджмент в России и за рубежом .- 2000.- №-2.-С.12

 

[8] Гусейнов Р. История экономики России. – Москва, 2004г.

[9] Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва.: ИНФРА-М, 2008- 608с.

 

[10] Аборнева О.И. Проблемы развития МП в России// Менеджмент в России и за рубежом .- 2000.- №-2.-С.12.

 

[11] Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2008.-716с.


Информация о работе Сущность и особенности предпринимательской деятельности в России