Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «монополия»;
рассмотреть основные теории монополии;
рассмотреть примеры монополистических рынков в России и определить их особенности;
рассмотреть механизмы государственного регулирования монополий.
ВВЕДЕНИЕ. 2
I. Сущность и основные теории монополии. 4
II. Особенности монополизации рынков в России. 16
III. Государственное регулирование монополий в России. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Библиографический список. 32
5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка.
Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля над слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых (т.е. вытекающих не из советского прошлого, а из рыночной практики) форм монополизации еще недостаточно осознана обществом, и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе - даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия, например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что естественно вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
В России исторически сложилась особая форма монополии.
Унаследованный от централизованной экономики монополизм - это монополизм особого рода.
Во - первых, он был всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление.
Во - вторых, монополизм российской
экономики сформировался не в
результате действия, поглощения, слияний
или сговора между
Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально - хозяйственной замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за централизации доходов в бюджете. Следовательно, в России была создана государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов. Поэтому демонополизация российской экономики прежде всего означает ее разгосударствление путем, во - первых, демонтажа административно - командной системы управления, и, во - вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма. Третий элемент демонополизации - закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота.
Для современной России наиболее актуальным является вопрос регулирования естественных монополий.
До сих пор у экспертов нет однозначного взгляда на естественные монополии, но не вызывает сомнения тот факт, что их деятельность должна регулироваться государством, для ограничения вредных проявлений и поддержки положительных качеств.
Важнейшими положительными свойствами естественных монополий являются: возможность снижать издержки для потребителей производимой продукции и услуг; возможность концентрации финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов для решения крупномасштабных задач.
Таким образом, вопросы эффективности экономической и социальной деятельности естественных монополий являются значимым элементом жизнедеятельности страны и ее экономической безопасности.
Следует отметить, что, несмотря на все положительные тенденции в развитии антимонопольной политики, она по-прежнему носит «пассивный характер».
Недостатки существующей практики деятельности антимонопольных органов заключаются, прежде всего, в том, что осуществление антимонопольных мер происходит лишь по инициативе субъектов, права которых ущемлены, в противном случае нарушения конкурентного механизма не рассматриваются.
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий должна строиться так, чтобы противодействовать не самим монополиям, а злоупотреблениям монопольным положением. Для этого необходимо активизировать усилия антимонопольных органов в отношении виновных в
злоупотреблении монопольным положением, демократизировать организацию бизнеса и процедуры его контроля, обращения в суды для решения споров между органами государственной власти и экономическими субъектами. Кроме того, роль государства, соответственно, должна усиливаться в тех секторах деятельности естественных монополий, где механизм рынка не справляется, а именно в социальном регулировании
деятельности естественных монополий. Роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу.
http://www.gumer.info/
http://elibrary.ru/