Сущность и основные теории монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «монополия»;
рассмотреть основные теории монополии;
рассмотреть примеры монополистических рынков в России и определить их особенности;
рассмотреть механизмы государственного регулирования монополий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2
I. Сущность и основные теории монополии. 4
II. Особенности монополизации рынков в России. 16
III. Государственное регулирование монополий в России. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Библиографический список. 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

структуре его доказанных запасов приходится 30%. На формирование российской модели газового рынка в значительной степени влияет европейская модель либерализации газового рынка, что вполне понятно, поскольку Россия интегрируется в первую очередь в Европейское

экономическое пространство. Однако известно, что европейский  рынок – это рынок потребителей природного газа, а Россия – страна, его производящая, поэтому ориентация на данную модель не позволит России отстаивать свои интересы как страны-производителя.

Огромна роль стабилизирующей  функции естественных монополий  для России. Являясь источником пополнения госбюджета, естественные монополии  являются гарантом экономической стабильности государства, дают сегодня до 40% прибыли  всей экономики, на долю нефтегазовых и энергетических компаний приходится более 70% налоговых поступлений.[8]

В условиях рыночной модернизации российской экономики и ее интеграции в мировую хозяйственную систему объективные причины привели к становлению естественно-монопольных рынков как неотъемлемого элемента рыночной структуры экономики. Необходимо отметить, что в государственной политике преобладает фискальный подход к естественным монополиям, рыночные преобразования в этих отраслях зачастую рассматриваются как источник пополнения бюджетных поступлений, в то время как реструктуризация естественно-монопольных рынков без анализа эффективных форм и последствий реформирования может нанести ущерб национальной экономике. В ходе приватизации существенно сократилась государственная собственность, и субъекты естественно-монопольных рынков остались практически последним оплотом государственного сектора и государственной безопасности. [9]

Разрешенными  монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и  естественные монополии стали предметом  особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в  целом. Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли  и фирмы влияют на развитие отечественной  экономики наиболее негативно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование монополий в России.

В отраслях, где монополистическая  власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство  при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая  власть  сформировалась, ликвидировать  ее.

Монополия сопряжена с  набором резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя, так как выбора у  него нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка.

В условиях конкуренции недобросовестный производитель либо меняет свое отношение  к делу, либо вытесняется с рынка  конкурентами. Всевластию же монополиста  ничего не грозит в связи с непреодолимыми барьерами на пути в отрасль.

Самостоятельно рынок  не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя  сознательную антимонопольную политику.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Закон «О естественных монополиях».

Антимонопольное регулирование — это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции, поскольку именно ее наличие и состояние определяют эффективность функционирования рыночного механизма как регулятора экономики. На современном этапе развития российской экономики защита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушения конкуренции являются замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям экономики.

Таким образом, в  условиях современного общества проблема монополизации  российской экономики выходит на первое место. Одной из важнейших  задач государственного регулирования  деятельности монополистических образований  в данном контексте является формирование и дальнейшее регулирование как на государственном, так и региональном уровне. Основным направлением государственной политики в этой области должно стать достижение оптимальной доли монополистических образований в экономике России, другими словами страна нуждается в демонополизации или радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной трудностью при этом является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Это обусловлено тем, что они формировались сразу как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три возможности  понижения степени монополизации:

  1. Прямое разделение монопольных структур;
  2. Иностранная конкуренция;
  3. Создание новых предприятий.

Как сказано выше, возможности  первого пути в российской реальности сильно ограничены.

Второй путь явился самым  действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда  рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические  злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о  том, как бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Минус такого регулирования  в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция во многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребление, она фактически уничтожила целые отрасли промышленности (вспомнить хотя бы про отечественные телевизоры, радиоприемники, бытовые приборы, исчезнувшие с прилавков, почти пропавший русский текстиль и многое другое).

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как предприятие. К тому же новые  предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие  места.

Проблема в том, что  из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и  иностранных компаний, готовых вложить  деньги в новое предприятие.

Следует отметить, что реформирование отраслей естественных монополий в нашей стране прошло несколько этапов.

1. Проведение реформирования  отраслей естественных монополий  (1992-1995 гг.) на основе общей структурной  политики, осуществляемой государством, без учета особенностей производственной  деятельности данных отраслей  и их роли в обеспечении  экономической безопасности страны.

Знаковым событием первого  этапа реформирования стало создание РАО «ЕЭС России». Реформы в отраслях производственной инфраструктуры (а  значит, в той или иной мере и  в сфере их естественной монополии) вначале были индуцированы мероприятиями, проводимыми в рамках общей

макроэкономической политики. В указанном аспекте они могут  рассматриваться как «эхо» в  системе мероприятий, проводимых в  общем русле реформ. Осуществление  реформ на макроэкономическом уровне во многом определяет мероприятия по реформированию естественных монополий. В то же время реформы в сферах естественных монополий отличаются от реформ в базовых, неинфраструктурных отраслях и по характеру, и по времени их проведения, и по интенсивности.

Реформирование в сферах естественных монополий РФ осуществлялось в рамках масштабных социально-экономических  изменений общества и экономики  после распада СССР, в условиях глубокого кризиса, связанного, в  том числе, с реализующимися в  отечественной практике способами  перехода к рынку, диверсификации форм собственности, формирования новых  институциональных отношений.

2. Второй этап (1995-2003 гг.) связан  с принятием закона «О естественных  монополиях» № 147-ФЗ от 17.08. 1995 г. До сих пор закон «О  естественных монополиях» является  базовым документом, определяющих  и регламентирующий деятельность  данных отраслей. На данном этапе  изменился взгляд на роль естественных  монополий в экономике страны, на основе чего был выработан  вектор их реформирования. Естественные  монополии стали рассматриваться  как инфраструктурные отрасли.

3. Начиная с 2003 г. по  настоящее время - третий этап  реформирования. Начало данному  этапу было положено принятием  пакета федеральных законов, регламентирующих  преобразования в отрасли. С  1 апреля 2003 г. вступил в силу  пакет законов об электроэнергетике,  заложивших основы проводимой  реформы. В пакет вошли федеральные  законы от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике», № 36-ФЗ  «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных

актов Российской Федерации  в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»; № 39-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О естественных монополиях»», федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 125-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в

федеральный закон «О государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации»» и др. [12]

Центр тяжести государственной  регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

Максимальный уровень  цен в большинстве случаев  тяготеет к покрытию издержек монополиста  и обеспечению ему минимальной  прибыли. Поскольку при такой  схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению  с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, что дает тем известную  гарантию от сокращения поставок монополистом.

Положение резко осложняется  и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таким расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих  средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию  естественных монополий, на начальных  этапах реформы ограничивались и  цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных (предпринимательских) монополий. С  этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались  предельные нормы рентабельности.[5]

Реформирование  отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:

– уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;

– выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в  соответствии с правилами рынка.

Таким образом, реформирование естественных монополий направлено на повышение эффективности монополистических  образований, выделение из их структуры  конкурентных сегментов, повышение  конкурентоспособности отраслей на отечественном и международном  рынке, а также привлечение инвестиций. Кроме того, осуществляемые в современных  условиях реформы инфраструктурных отраслей подразумевают и развитие государственно-частного партнерства.[12]

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство может осуществлять следующие меры:

1. Запретить формирование  финансово-промышленных групп, способных  захватить доминирующее положение  на местных товарных рынках;

2. Запретить уже существующим  финансово-промышленным группам  включать в свой состав фирмы,  которые занимают доминирующее  положение на местных товарных  рынках;

3. Поощрять импорт взаимозаменяемых  товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и  дальнего зарубежья, чтобы ослабить  доминирование монополиста;

4. Проводить принудительное  разукрупнение фирм-монополистов  с созданием на их основе  нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

Информация о работе Сущность и основные теории монополии