Сущность и основные теории монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «монополия»;
рассмотреть основные теории монополии;
рассмотреть примеры монополистических рынков в России и определить их особенности;
рассмотреть механизмы государственного регулирования монополий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2
I. Сущность и основные теории монополии. 4
II. Особенности монополизации рынков в России. 16
III. Государственное регулирование монополий в России. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Библиографический список. 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 б) авторские права,  согласно которым интеллектуальные  собственники получают исключительное  право продавать или размножать  свои произведения в течение  всей жизни или в какой-то  период;

 в) торговые знаки  - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или  фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

 Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

 Сущность и особенности  всех видов монополистических  объединений ярко проявляются  в целях и характере их поведения.

Модель монополии, как  и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений:

 

1. Уникальность продукции. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Здесь всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Отрицательный ответ на подобный вопрос очевиден, так же как и то, что подобное положение позволяет фирме-монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

 

2. Непреодолимые барьеры входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  1. Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  2. Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
  3. Нечестная конкуренция

 

3. Одному продавцу  противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

 

4. Совершенная  информированность. Полнота имеющейся информации у монополиста также укрепляет его власть на рынке. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

 

Конкуренция имеет большое  значение в экономической жизни  общества. Она способствует развитию производства и повышению его  эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности  выбора для потребителей. Конкуренция  создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость  гибко реагировать на изменения  в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение  качества товаров, обеспечивает свободу  выбора и действий продавцов и  покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  имеет и негативные стороны. Она  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается  на защите окружающей среды, не стимулирует  развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие  животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального  положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает  их социально-экономическое расслоение.

Соответственно, противоречиво  оценивается роль монополий в  экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд  обстоятельств позволяет выступить  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в  крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана  мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет  лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению  качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия  всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна  к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция  и монополизм – это не две различные  взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы  внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности монополизации рынков в России.

Специфика российского монополизма  в современных условиях характеризуется  одновременным существованием в  нем элементов инерции и позитивных изменений.

Инерционный характер монополистических  отношений российской экономике  во многом определяется ошибками предшествующего  периода реформирования. Формальное разгосударствление и либерализация  российской экономики были предприняты  без серьезной трансформации  экономических основ монопольных  структур, когда имела место внешняя  искусственная трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги без учета положительного зарубежного опыта. Приватизация не привела к коренному изменению мотивации хозяйственной деятельности, к изменению поведенческой стратегии хозяйственных субъектов на рынке.

Специфика развития монополий  в России обусловлена, прежде всего, тем, что российский монополизм формировался принципиально иначе, нежели за рубежом, где происходили процессы концентрации и централизации капитала. Развитие российских монополистических образований явилось результатом перераспределения государственной собственности, ее перевода в частную посредством реализации государственной приватизационной политики. Отечественные монополии можно рассматривать в качестве результата деятельности государственного аппарата, стремившегося к перераспределению как частной, так и государственной собственности в интересах близких к власти узких групп граждан.

Специфика российского монополизма  также проявляется в его зачастую неэкономическом характере (монополии  существуют и в виде негласных, неформальных альянсов коррумпированной власти и  теневого бизнеса), который обусловлен высоким уровнем политической коррупции  и монополизированной экономической  власти. Более того, сохранение административной, политической и экономической власти в руках узких социальных групп и политических кругов закрепляется институционально.

В общем, в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

  1. естественные монополии;
  2. разрешенные монополии;
  3. временные монополии.

Естественные  монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать  из-за рубежа;

б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

В эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика  и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п.

Здесь необходимо выделить несколько важных функций, присущих естественным монополиям в России.

Российские естественные монополии нуждаются в признании социальной (общественной) функции монополий, которое позволит выделить те сферы, в которых в силу общественной значимости конкуренция невозможна и даже опасна, цены при этом должны быть регулируемыми, а в некоторых случаях и дотируемыми правительством. В основном это требование касается объектов, обслуживающих население.

Для российских естественных монополий характерна еще одна функция  – обеспечение национальной безопасности. Железные дороги России являются инфраструктурным звеном, обеспечивающим связи между отраслями и регионами. Они выполняют около 60% грузооборота и 15% пассажирооборота железных дорог всех стран мира. В структуре издержек промышленности расходы, связанные с перевозками по магистральным железным дорогам, составляют 6%. К возможным экономическим последствиям реформы в области приватизации ОАО «РЖД» относится потеря положительного эффекта масштаба и рост трансакционных издержек. Вместо единственной государственной компании возникнут множество мелких, а это может нарушить единство сети железных дорог. Тогда при отсутствии других видов сообщения окажутся разобщенными некоторые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. При этом возможно закрытие отдельных дорог, что и произошло в системе автомобильного транспорта.

Особое значение имеет  функция естественных монополий  по организации единого экономического пространства России из-за ее огромных территорий и климатических условий.

В настоящее время естественные монополии своими сетями соединяют всю экономику страны и выходят даже за ее пределы.

Невероятная энергоемкость  российской экономики, потребность отапливать жилища почти 8–9 месяцев в году делают газ и нефть продуктами, необходимыми для выживания в России.

Большие расстояния, особые климатические условия, с одной  стороны, способствуют обособлению  местных рынков, но с другой –  именно естественные монополии обеспечивают компенсацию неблагоприятных условий, создаваемых значительными расстояниями.

В последние годы на долю России пришлось более 55% всех поставок нефти на мировой рынок, осуществленных странами, не входящими в ОПЕК, и  примерно 20% мирового прироста поставок природного газа. В дальнейшем эти тенденции, скорее всего, сохранятся, а применительно к рынку природного газа даже усилятся, так как на долю России в мировой

Информация о работе Сущность и основные теории монополии