Сущность и функции рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, реферат

Краткое описание

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Файлы: 1 файл

семинар по экономике №3.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

     3.Дифференцировать  доходы товаропроизводителей в  соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса.

     4.«Санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий  и свертыванию устаревших производств.

     Такова  сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное  социально – философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической  сферой. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

1.3 Структура рынка

 

     Характеристику  рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

     Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

     Признаками  любой структуры являются:

     -тесная связь между ее элементами;

     -определенная  устойчивость этих связей;

     -целостность,  совокупность данных элементов.

     Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

     Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

     По  объектам:

     Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

      -рынок продовольственных товаров  (продукты питания, продовольствие);

     - рынок непродовольственных товаров,  предназначен для продажи обширной  группы товаров народного потребления,  включая одежду, обувь, предметы  галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

     - рынок услуг охватывает платные  услуги по бытовому обслуживанию  населения, коммунальные услуги  и на информационные услуги (справки,  реклама, нотариат) и другие.

     Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

     - рынок жилья распространяет свои  действия на жилые помещения;

     - особой категорией рынка недвижимости  выступает земля; под землей  в данном случае понимаются  не только земельные участки  для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

     Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

     Рынок труда, или рабочей  силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

     Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

     Денежный  рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

     Рынок ценных бумаг  тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

     Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

     Рынок инноваций -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

     По  субъектам:

     Рынок покупателей  – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

     Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

     Рынок государственных  учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

     Рынок промежуточных продавцов  – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 

     По  общественному разделению труда:

     Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

     Региональный  рынок 

     Национальный  рынок, который охватывает всю национальную территорию;

     Мировой рынок, охватывающий все страны мира. 

     По уровню насыщения:

     -Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

     -Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

     -Избыточный рынок - предложение превышает спрос; 

     По  степени зрелости:

     -Неразвитый  рынок;

     -Развитый  рынок;

     -Формирующийся  рынок; 

     По  степени ограниченности конкуренции:

     Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

     Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

     Олигополистический  рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

     Смешанный рынок;

 

     По  соответствию действующему законодательству:

     Легальный рынок (открытый, узаконенный);

     Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). 

     По  организации рыночного обмена:

     -Оптовый  рынок;

     -Розничный  рынок;

     -Экспортный  рынок;

     -Импортный  рынок; 

     С учетом ассортимента товаров:

     Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

     Насыщенный  рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

     Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

     Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой; 

  1. Субъекты  и объекты рынка. Рыночный кругооборот

     Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов  рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

     Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

     Общественное  богатство совершает движение по такому наибольшему по масштабам  кругу: производство - распределение - обмен - потребление.

     Начальной фазой является непосредственное производство - созидательный процесс изготовления полезных продуктов. В это время  работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливается мебель).

     Производство  имеет основополагающее значение для  всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять.

     Эту непреложную истину особенно остро  ощущает население стран с  низким уровнем национального хозяйства. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа. Убедительной иллюстрацией служат, положим, данные о производстве валового внутреннего продукта (суммы стоимости товаров и услуг, созданных в стране), в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1992 г., принять за 100 %, то этот показатель а; составил в Германии 89,1, Японии - 87,2, Канаде - 85,3, а в то же время в Танзании - 2,7, Мозамбике - 2,5 и Эфиопии - 1,5 %.

Информация о работе Сущность и функции рынка