Сущность и функции рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, реферат

Краткое описание

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Файлы: 1 файл

семинар по экономике №3.doc

— 351.50 Кб (Скачать)
    1. свои расходы,
    2. налогообложение,
    3. регулирование,
    4. государственное предпринимательство.

 

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

      Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.

      Вмешательство государства в экономические  отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

            4.  Спрос, его функция и факторы, влияющие на него 

     Спрос – изображается в виде графика, показывающего  количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. (Макконнелл, Брю)     

     Закон спроса-обратная зависимость между  ценой и величиной спроса. (рис.1). Обоснование закона спроса: 

     1.Обычно люди действительно покупают продукта Х больше по низкой цене, чем по высокой. 

     2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, выгоды или  полезности от каждой последующей  единицы продукта.  Поскольку  потребление подвержено действию принципа убывающей предельной                полезности, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена  снижена. 

     3. Закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения.  Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может себе позволить купить больше продукта Х, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров (снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя). Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые теперь относительно дороже. 

     Кривая  спроса- кривая, показывающая, какое  количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене. В общем виде: QD = f(P), 

     Q -величина спроса (demand),P  -цена (price) Рис. 1 

       

     Функция  спроса - функция, определяющая спрос  в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага  в данный момент.  

     На  спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 

     1) увеличение (или сокращение) доходов  потребителя, 2) изменение вкусов  и предпочтений,  

     3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу,  

     5} изменение цен товаров-субститутов  и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др. 

     Спрос является функцией всех этих факторов:QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), где               

     QD-спрос,  Р-цена; I- доход,Z -вкусы;W-ожидания;Psub -цена  на товары-субституты; Pcom-цена на комплементарные товары,N – кол-во покупателей; B -  прочие факторы. 

     Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 2) 

     Рис. 2 – Сдвиг кривой спроса 

     Увеличение  денежных доходов потребителей (при  отсутствии инфляции) означает повышение спроса. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1. 

     Рост  цен на товар, который является субститутом  данного товара, повышает спрос на данный товар. Если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.  

     Повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.  

     Вкусы потребителей – это влияние довольно трудно определить однозначно.  

     Движение  вдоль кривой спроса отражает  изменение  величины спроса: чем выше цена, тем  ниже величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше  величина спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса. 

     Эластичность  спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент 

     где  ЕDP - эластичность спроса по цене;ΔQ/Q- относительное  изменение спроса; Q-исходная величина спроса,Δ Р/Р-относительное изменение  цены, P- исходная цена 

     С увеличением цены, объем спроса, снижается и ΔQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят модуль. 

     Спрос называют эластичным, когда ЕРD >1 (это  означает, что спрос растет или  падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕРD <1, то есть спрос  растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. 

     Если  изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то ЕРD = 0 (абсолютно  неэластичный спрос), если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное  расширение спроса, то ЕРD = ∞ (абсолютно  эластичный)

     Факторы, влияющие на ЕPD: 

     1. Наличие заменителей: чем больше  товаров-субститутов, тем эластичнее  спрос на данный товар.  

     2. Удельный вес товара в бюджете  потребителя (обычно чем выше  удельный вес, тем выше ценовая  эластичность спроса). 

     3. Размер дохода. 

     4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).  

     5. Размеры запаса: чем больше запас,  тем более эластичен спрос.  

     6. Ожидания потребителя. 

  1. Предложение, его функция и  факторы, влияющие на него
 

     

  • *акон предложения 

         Аналогично  закону спроса в экономике действует  и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (p). Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения. 
     
     
     
     
     

         Графически  закон предложения выглядит следующим  образом (рис. 2.1):

          p 
     
     

           
     

           
     

         

                                             Qs

         Рис. 2.1. Кривая предложения 

         Более точно эта кривая предложения  выглядит следующим образом (рис. 2.2):

           p  
     

           

         

           

         

                                                                           Qs

         Рис. 2.2. Кривая предложения 

         Кривая  строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения  цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.

         Каждой  точке на кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: более высокому предложению соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

         Кривая  предложения находит множество  применений: она отражает предложение при соответствующих ценах потребительских товаров и услуг, труда, земли, капитала, инвестиций, денег и т.д.

         Важно отметить, что все точки на кривой предложения показывают изменение  цен и количества товаров на рынке  и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

         Следует строго различать «само предложение» и «величину предложения»: закон  предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т.е. Qs=f(P). 

         

  • Эластичность  предложения 
  •      Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:

             Изменение величины предложения  ( в %)  ∆Qs(%)

         Кц.эл.предл =  изменение цены ( в %)     = ∆p(%)  

         Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

         При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

         В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

         При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

         Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки).

         Поэтому часть предпринимателей озабочена  не столько производством, сколько  «переводом» эластичного предложения  в неэластичное состояние. Для этого  имеется только один способ – искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:

         - монополии данного производителя  на рынке (отсутствие конкурентов);

         - отсутствие товаров заменителей  (субститутов).

         

  • Экономические факторы, влияющие на предложение 
  •      Предложение – это все товары и платные  услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров  и услуг характеризует стоимостной  объем предложения.

         Главными  экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.

         Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

         В то же время рыночное предложение  имеет смысл только тогда, когда  это подтверждают удовлетворяющие  его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

         Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы  товара, умноженной на число продаж. Из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации. При снижении цены предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки. Поэтому в мировой практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продаж в фактических ценах реализации.

         На  величину предложения влияет и экономическая  конъюнктура. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры (с позиции предложения) – «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».

         Первые  два состояния – это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю  устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

         Величина  предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.

         Величина  и структура предложения отражают налоговую политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые  льготы способны увеличить предложение  определенных товаров.

         Кроме того, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

         Кривая предложения перемещается и при изменении других факторов предложения. На ее движение сильное влияние оказывает изменение затрат производителей. Если один производитель сумел свести свои затраты к минимуму, а другие – нет, то цена у первого производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и технологические товары, входящие в состав производимой продукции, то это приводит к существенному изменению выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает и увеличение налогов на данный товар. 

         2.5 Неценовые факторы изменения  предложения 

         Неценовые факторы изменения предложения  перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

         - цены на ресурсы;

         - уровень технологии производства;

         - налоги и дотации;

         - цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;

         - ожидания продавцов на динамику  спроса, цен, доходов и т.д.;

         - число продавцов.

         Прямую  зависимость между ценой товара и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус».

         Каждое  ресурсовложение фирмы – это  выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.

         Только  в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации – это неудачный  выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

         Основные  неценовые факторы предложения  выглядят следующим образом.

         Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

         Во-вторых, государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

         Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.

         В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы  поддержки выпускающих продукцию  фирм и предпринимательства в  целом. В этом случае предложение  ими товаров на рынках будет возрастать.

         В-третьих, предложение товаров во многом зависит  от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых  факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда  работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

         В-четвертых, экономию издержек могут принести также  снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно  вызвать рост производства товаров.  

                6. Рыночное равновесие и динамика 

         Нарушения рыночного равновесия 

              В случаях изменения спроса  и предложения под влиянием  неценовых факторов рыночное  равновесие будет достигаться  при других значениях равновесной  цены и равновесного объема. 

              Изменение спроса при постоянстве  предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 9.2).

             

          

         Рис. 9.2. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия

         и равновесный объем 
     

              При увеличении спроса (рис. 9.2а)  и цена, и равновесный объем  возрастают ; при снижении спроса (рис. 9.2б) и цена, и равновесный  объем сокращаются . 
     

            Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 9.3).

             

          

         Рис. 9.3. Изменение предложения и его  воздействие на равновесную цену

         и равновесный объем 
     

              Увеличение предложения (рис. 9.3 а)  снижает цену равновесия и  увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения (рис. 9.3 б) увеличивает цену и снижает равновесный объем . 
     

           При одновременном изменении  спроса и предложения уровень  нового равновесного объема и  новой равновесной цены зависят  от:

               направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);

               соотношения в изменении спроса  и предложения. 

              Так, например, если предложение  увеличится больше, чем увеличится  спрос, то равновесный объем  увеличится, в то время как  цена - снизится; если спрос сократится больше, чем увеличится предложение, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д. 

              В зависимости от временных  возможностей производителей и  степени эластичности предложения  в экономике различают три  типа равновесия. 

               Мгновенное равновесие - возникает  тогда, когда возрастает спрос,  а у производителей нет времени,  чтобы изменить предложение, т.е.  оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности  в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной. 

               Краткосрочное равновесие - при увеличении  спроса предложение возрастает  за счет большей загрузки имеющихся  мощностей. Увеличение спроса  заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены. 

               Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой. 
     

           Рыночное равновесие и эффективность 

              Равновесное состояние рынка  позволяет сочетать экономические  интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 9.4 и 9.5).

              Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность  купить больше товара по более  низкой цене, т.е. рыночное равновесие  приводит к возникновению излишка  (выигрыша, ренты) потребителя - разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 9.4 – это заштрихованная область. 

           

         Рис. 9.4. Излишек потребителя 
     

              Покупатель в соответствии с  законом убывающей предельной  полезности 1-ю единицу блага готов  купить за 9 ден. ед., 2-ю – за 7,5 ден. ед., 3-ю – за 6 ден. ед. Но, поскольку на рынке установилась  цена на уровне 4 ден. ед., то  он имеет возможность приобрести больше (4 ед.) блага по более низкой цене – 4 ден. ед. Чем ниже равновесная цена, тем больше выигрыш покупателя. При покупке 2-х единиц товара выигрыш покупателя равен 8,5 ден. ед. . При покупке 3-х единиц товара выигрыш равен 10,5 ден. ед.  
     

             При рыночном равновесии выигрыш  (излишек) получает и производитель.  Излишек производителя (продавца) равен разнице между ценой  равновесия и той минимальной  ценой, по которой производителю  стоило бы продавать товар,  не неся убытков (на рис. 9.5 –  заштрихованная область). 

           

         Рис. 9.5. Излишек производителя 
     

              Производитель готов продать: 1-ую  единицу товара за 1 ден. ед., но  продает ее за 4 ден. ед. – выигрыш  3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец  готов продать за 2 ден. ед., а  продает за 4 ден. ед. – выигрыш 2 ден. ед., 3-ю ед. продавец готов продать за 3 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. и т.д. 

              Итак, в условиях рыночного равновесия  в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие  ведет к выигрышу общества  в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя. 
     

             Основное достоинство и ценность  рыночного механизма, автоматически  поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает  эффективное распределение ограниченных  ресурсов общества в соответствии с потребностями общества. 

              Любое отклонение от рыночного  равновесия ухудшает положение  либо покупателя, либо продавца (призводителя), а это означает, что соблюдается  принцип эффективности или оптимальности  по Парето, согласно которому, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось. 

              Если же существует возможность  для отдельных участников рынка  улучшить свое положение, не  нанося ущерба другим, то такое распределение экономических благ неэффективно. 

              Однако, все это относится к  совершенно конкурентному рынку.  Но последний является скорее  научной абстракцией, чем реальностью,  и для хозяйственной практики  характерна несовершенная конкуренция. 

              В этих условиях рынок автоматически  не может обеспечить эффективное  распределение ресурсов, и становится  необходимым государственное вмешательство. 

              Распределение ресурсов в условиях  рыночного равновесия являясь  Парето-эффективным, предполагает максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что "эффективность по Парето является социально нейтральным критерием". Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов. 

                7.1 Понятие эластичности  и её виды

         Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее  изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. 

         Эластичность - мера реакции одной экономической  переменной на изменение другой. 

         В экономической теории рассматривают  эластичность спроса и предложения.  

         Эластичность  спроса  на товар- это процентное соотношение между изменением в  цене или доходе и изменением спроса. 

         Эластичность  спроса по цене. 

         Она показывает, в какой мере потребитель  реагирует на изменение цен. 

          , где: 

         E(p)- эластичность спроса по цене; 

         d Qd (%)- процентное изменение спроса; 

         d P(%) - процентное изменение цены. 

         При измерении процентного изменения  экономических величин  обычный  способ  вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение  в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:

         

           х 100% , где 

         Q2  и Q1- - конечный  и начальный  спрос; 

          , где 

         P2 и P1 - конечная и  начальная  цена. 

         Выделяют  несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента  эластичности. 

         E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши); 

         E < 1 - неэластичный спрос (на предметы  первой необходимости); 

         E = 1- спрос с единичной эластичностью  (зависит от индивидуального выбора); 

         E = 0 - совершенно неэластичный спрос  (соль, медикаменты); 

         E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка). 

         На  графике спрос разной степени  эластичности можно представить  следующим образом: 

         Схема 20. 

         Эластичность  спроса 

            

         Нельзя  говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к.  эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность. 

         2. Эластичность спроса по доходу. 

         Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения  в его доходах  при неизменности цен. 

            ,  где 

         d Y (%) - процентное  изменение дохода 

         Значение  эластичности по доходам тесно связано  с понятием нормальных товаров и  товаров низшего качества. Для  нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку  в этом случае доход и спрос  меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой. 

         3. Перекрестная эластичность. 

         Она характеризует чувствительность спроса на  один товар при изменении  цен на другой. 

           , где 

         E (k) - перекрестная эластичность;   

         d Q1 (%) - процентное изменение спроса  на один товар; 

         d P2 (%) - процентное изменение цены  на другой товар. 

         С помощью коэффициента   эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности: 

         а) E (k) > 0  для товаров-субститутов; 

         б) E (k) < 0 для товаров- комплементов; 

         в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.  

         Эластичность  предложения товара (по цене) - это  процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения. 

           

         Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или  услуги является мобильность  факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые  факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию  увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит  и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением  времени адаптация производителей к рыночным условиям  улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к  повышению эластичности предложения. 

         Теория  эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области  занятости.

    Информация о работе Сущность и функции рынка