Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, реферат
Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
4.
Спрос, его функция и
факторы, влияющие на
него
Спрос
– изображается в виде графика, показывающего
количество продукта, которое потребители
готовы и в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение определенного
периода времени цен. (Макконнелл, Брю)
Закон
спроса-обратная зависимость между
ценой и величиной спроса. (рис.1).
Обоснование закона спроса:
1.Обычно
люди действительно покупают продукта
Х больше по низкой цене, чем по высокой.
2.
В любой данный период времени
каждый покупатель продукта
3.
Закон спроса можно объяснить
эффектами дохода и замещения.
Эффект дохода указывает на то, что
при более низкой цене человек может себе
позволить купить больше продукта Х, не
отказывая себе в приобретении альтернативных
товаров (снижение цены продукта увеличивает
покупательскую способность денежного
дохода потребителя). Эффект замещения
выражается в том, что при более низкой
цене у человека появляется стимул приобрести
дешевый товар вместо аналогичных, которые
теперь относительно дороже.
Кривая
спроса- кривая, показывающая, какое
количество экономического блага готовы
приобрести покупатели по разным ценам
в данный момент времени. Характеризует
состояние цен и объема покупок продукции
X в определенный момент времени. Она имеет
отрицательный наклон, что свидетельствует
о желании потребителей купить большее
количество благ по меньшей цене. В общем
виде: QD = f(P),
Q
-величина спроса (demand),P -цена (price)
Рис. 1
Функция
спроса - функция, определяющая спрос
в зависимости от влияющих на него
различных факторов. Важнейшим из
них является цена на единицу блага
в данный момент.
На
спрос влияют не только цены, но и иные
факторы:
1)
увеличение (или сокращение) доходов
потребителя, 2) изменение вкусов
и предпочтений,
3)
ценовые и дефицитные ожидания,
4) колебание расходов на рекламу,
5}
изменение цен товаров-
Спрос
является функцией всех этих факторов:QD
= f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), где
QD-спрос,
Р-цена; I- доход,Z -вкусы;W-ожидания;Psub -цена
на товары-субституты; Pcom-цена на комплементарные
товары,N – кол-во покупателей; B - прочие
факторы.
Эти
факторы способствуют сдвигу кривой
спроса вправо или влево (рис. 2)
Рис.
2 – Сдвиг кривой спроса
Увеличение
денежных доходов потребителей (при
отсутствии инфляции) означает повышение
спроса. При этом спрос может возрастать
быстрее или медленнее роста дохода в
зависимости от качества товара, его места
в бюджете потребителя. Такая ситуация
типична для большинства товаров за исключением
низкокачественных. Рост доходов переключает
спрос потребителей на товары лучшего
качества, спрос же на низкокачественные
товары снижается, то есть кривая перемещается
из положения D в положение D1.
Рост
цен на товар, который является субститутом
данного товара, повышает спрос на
данный товар. Если два товара взаимозаменяемы
(являются товарами-субститутами), то между
ценой на один из них и спросом на другой
существует прямая связь.
Повышение
цен на взаимодополняемое (комплементарное)
благо сокращает спрос на него.
Если два товара взаимодополняемы (комплементарны),
то между ценой на один из них и спросом
на другой существует обратная связь.
Вкусы
потребителей – это влияние довольно
трудно определить однозначно.
Движение
вдоль кривой спроса отражает изменение
величины спроса: чем выше цена, тем
ниже величина спроса и, наоборот, чем
ниже цена, тем выше величина спроса.
Сдвиг кривой спроса влево или вправо
отражает изменение спроса: оно происходит
под влиянием факторов, определяющих функцию
спроса.
Эластичность
спроса относительно цены показывает
относительное изменение объема спроса
под влиянием изменения цены на один процент
где
ЕDP - эластичность спроса по цене;ΔQ/Q- относительное
изменение спроса; Q-исходная величина
спроса,Δ Р/Р-относительное
С
увеличением цены, объем спроса, снижается
и ΔQ < 0. Чтобы избежать отрицательных
чисел, вводят модуль.
Спрос
называют эластичным, когда ЕРD >1 (это
означает, что спрос растет или
падает быстрее цены), и неэластичным
(жестким), когда ЕРD <1, то есть спрос
растет (падает) медленнее, чем изменяются
цены.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то ЕРD = 0 (абсолютно неэластичный спрос), если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то ЕРD = ∞ (абсолютно эластичный)
Факторы,
влияющие на ЕPD:
1.
Наличие заменителей: чем
2.
Удельный вес товара в бюджете
потребителя (обычно чем выше
удельный вес, тем выше
3.
Размер дохода.
4.
Качество товара: является ли данный товар
предметом роскоши (спрос на такие товары,
как правило, эластичен) или предметом
необходимости (спрос на большинство из
которых неэластичен).
5.
Размеры запаса: чем больше запас,
тем более эластичен спрос.
6.
Ожидания потребителя.
*акон предложения
Аналогично
закону спроса в экономике действует
и закон предложения: величина предложения
(Qs) находится в прямой зависимости
от направления изменения уровня цен (p).
Закон предложения – это реакция величины
предложения на динамику цены; повышение
цены стимулирует рост величины предложения,
а снижение, наоборот, – уменьшение величины
предложения.
Графически закон предложения выглядит следующим образом (рис. 2.1):
p
Рис.
2.1. Кривая предложения
Более точно эта кривая предложения выглядит следующим образом (рис. 2.2):
p
Рис.
2.2. Кривая предложения
Кривая строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.
Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: более высокому предложению соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.
Кривая предложения находит множество применений: она отражает предложение при соответствующих ценах потребительских товаров и услуг, труда, земли, капитала, инвестиций, денег и т.д.
Важно отметить, что все точки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.
Следует
строго различать «само предложение»
и «величину предложения»: закон
предложения характеризует
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:
Изменение величины
Кц.эл.предл
= изменение цены ( в %) = ∆p(%)
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки).
Поэтому
часть предпринимателей озабочена
не столько производством, сколько
«переводом» эластичного
-
монополии данного
-
отсутствие товаров
Предложение
– это все товары и платные
услуги, представленные к непосредственной
продаже. Стоимость этих товаров
и услуг характеризует
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
В
то же время рыночное предложение
имеет смысл только тогда, когда
это подтверждают удовлетворяющие
его цены. При неудовлетворительных
ценах или тенденции к их снижению
потребуется сложная
Выручка
предпринимателя от реализации товарной
продукции равна стоимости
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры (с позиции предложения) – «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».
Первые два состояния – это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.
Величина
и структура предложения
Кроме того, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.
Кривая
предложения перемещается и при изменении
других факторов предложения. На ее движение
сильное влияние оказывает изменение
затрат производителей. Если один производитель
сумел свести свои затраты к минимуму,
а другие – нет, то цена у первого производителя
может быть снижена. Если изменятся цены
на сырье и технологические товары, входящие
в состав производимой продукции, то это
приводит к существенному изменению выпускаемой
продукции в целом. Такое же воздействие
оказывает и увеличение налогов на данный
товар.
2.5
Неценовые факторы изменения
предложения
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:
- цены на ресурсы;
-
уровень технологии
- налоги и дотации;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
-
ожидания продавцов на
- число продавцов.
Прямую
зависимость между ценой товара
и количеством их поставок на рынки,
которую описывает кривая предложения,
можно рассматривать как
Каждое ресурсовложение фирмы – это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.
Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации – это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.
Основные неценовые факторы предложения выглядят следующим образом.
Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.
Во-вторых,
государственная налоговая
Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.
В
противоположном направлении
В-третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.
В-четвертых,
экономию издержек могут принести также
снижающиеся цены ресурсов и факторов
производства. Таким способом можно
вызвать рост производства товаров.
6.
Рыночное равновесие
и динамика
Нарушения
рыночного равновесия
В случаях изменения спроса
и предложения под влиянием
неценовых факторов рыночное
равновесие будет достигаться
при других значениях
Изменение спроса при
Рис. 9.2. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия
и
равновесный объем
При увеличении спроса (рис. 9.2а)
и цена, и равновесный объем
возрастают ; при снижении спроса
(рис. 9.2б) и цена, и равновесный
объем сокращаются .
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Изменение предложения и его воздействие на равновесную цену
и
равновесный объем
Увеличение предложения (рис. 9.3 а)
снижает цену равновесия и
увеличивает равновесный объем ; уменьшение
предложения (рис. 9.3 б) увеличивает цену
и снижает равновесный объем .
При одновременном изменении
спроса и предложения уровень
нового равновесного объема и
новой равновесной цены
направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);
соотношения в изменении
Так, например, если предложение
увеличится больше, чем увеличится
спрос, то равновесный объем
увеличится, в то время как
цена - снизится; если спрос сократится
больше, чем увеличится предложение, то
уменьшатся и равновесный объем, и равновесная
цена и т.д.
В зависимости от временных
возможностей производителей и
степени эластичности
Мгновенное равновесие - возникает
тогда, когда возрастает спрос,
Краткосрочное равновесие - при увеличении
спроса предложение возрастает
за счет большей загрузки
Долгосрочное равновесие
Рыночное равновесие и
Равновесное состояние рынка
позволяет сочетать
Если рынок находится в
Рис.
9.4. Излишек потребителя
Покупатель в соответствии с
законом убывающей предельной
полезности 1-ю единицу блага готов
купить за 9 ден. ед., 2-ю – за
7,5 ден. ед., 3-ю – за 6 ден. ед.
Но, поскольку на рынке
При рыночном равновесии
Рис.
9.5. Излишек производителя
Производитель готов продать: 1-ую
единицу товара за 1 ден. ед., но
продает ее за 4 ден. ед. – выигрыш
3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец
готов продать за 2 ден. ед., а
продает за 4 ден. ед. – выигрыш 2 ден.
ед., 3-ю ед. продавец готов продать за 3
ден. ед., а продает за 4 ден. ед. и т.д.
Итак, в условиях рыночного
Основное достоинство и
Любое отклонение от рыночного
равновесия ухудшает положение
либо покупателя, либо продавца (призводителя),
а это означает, что соблюдается
принцип эффективности или
Если же существует
Однако, все это относится к
совершенно конкурентному
В этих условиях рынок
Распределение ресурсов в
7.1 Понятие эластичности и её виды
Спрос
и предложение зависят от многих
факторов. Их изменение влечет соответствующее
изменение спроса и предложения.
С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность
- мера реакции одной экономической
переменной на изменение другой.
В
экономической теории рассматривают
эластичность спроса и предложения.
Эластичность
спроса на товар- это процентное
соотношение между изменением в
цене или доходе и изменением спроса.
Эластичность
спроса по цене.
Она
показывает, в какой мере потребитель
реагирует на изменение цен.
, где:
E(p)-
эластичность спроса по цене;
d
Qd (%)- процентное изменение спроса;
d
P(%) - процентное изменение цены.
При
измерении процентного
х 100% , где
Q2
и Q1- - конечный и начальный
спрос;
, где
P2
и P1 - конечная и начальная
цена.
Выделяют
несколько видов эластичности спроса
по цене в зависимости от величины
коэффициента эластичности.
E
> 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
E
< 1 - неэластичный спрос (на
E
= 1- спрос с единичной
E
= 0 - совершенно неэластичный спрос
(соль, медикаменты);
E
- совершенно эластичный спрос (в условиях
совершенного рынка).
На
графике спрос разной степени
эластичности можно представить
следующим образом:
Схема
20.
Эластичность
спроса
Нельзя
говорить об эластичных или неэластичных
кривых спроса, т. к. эластичности действительны
для отдельных точек на кривой спроса.
На каждой такой кривой спроса, как правило,
имеются точки с эластичным и неэластичным
спросом. В качестве исключения рассматриваются
лишь совершенно эластичные и совершено
неэластичные кривые спроса, на которых
каждая точка представляет одну и ту же
эластичность.
2.
Эластичность спроса по доходу.
Это
числовой параметр, который показывает,
какова реакция потребителя на изменения
в его доходах при неизменности
цен.
, где
d
Y (%) - процентное изменение дохода
Значение
эластичности по доходам тесно связано
с понятием нормальных товаров и
товаров низшего качества. Для
нормальных товаров повышение дохода
вызывает повышение спроса. Поскольку
в этом случае доход и спрос
меняются в одном направлении, то
эластичность спроса по доходу является
положительной. Наоборот, для товаров
низшего качества увеличение дохода вызывает
уменьшение спроса. Доход и спрос меняются
в противоположных направлениях, поэтому
в этом случае эластичность спроса по
доходу является отрицательной. На отдельные
группы товаров (соль, спички) спрос не
увеличивается при увеличении дохода,
эластичность является нулевой.
3.
Перекрестная эластичность.
Она
характеризует чувствительность спроса
на один товар при изменении
цен на другой.
, где
E
(k) - перекрестная эластичность;
d
Q1 (%) - процентное изменение спроса
на один товар;
d
P2 (%) - процентное изменение цены
на другой товар.
С
помощью коэффициента эластичности
можно определить следующие виды
перекрестной эластичности:
а)
E (k) > 0 для товаров-субститутов;
б)
E (k) < 0 для товаров- комплементов;
в)
E (k) = 0 для индифферентных (независимых)
товаров.
Эластичность
предложения товара (по цене) - это
процентное соотношение между изменением
в цене и изменением предложения.
Одним
из определяющих элементов эластичности
предложения какого-либо товара или
услуги является мобильность факторов
его производства и выпуска, т.е.
легкость с которой необходимые
факторы производства могут быть
привлечены из других отраслей. Второй
важный фактор - это время. Как и в случае
спроса, эластичность предложения по цене
имеет тенденцию увеличиваться на
долгосрочных временных интервалах. Частично
это связано с мобильностью ресурсов,
но также зависит и от применяемых
технологий, состояния производственной
базы и т.д. С течением времени адаптация
производителей к рыночным условиям
улучшает конъюнктурные возможности соответствия
выпуска их продукции возросшему спросу,
что приводит к повышению эластичности
предложения.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.