Структура и содержание системы инновационного менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:30, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент – это одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.
Система инновационного менеджмента организации.
Система инновационного менеджмента (СИМ) – это система подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.

Файлы: 1 файл

2_Инновационный менеджмент.doc

— 88.00 Кб (Скачать)


5. Структура и содержание системы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – это одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.

Система инновационного менеджмента организации.

Система инновационного менеджмента (СИМ) – это система подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.

СИМ представляет собой сложную организационно-распределенную технологическую систему, действующую в определенной производственной (политической, экономической, социаль­ной) среде, в определенных экономических и правовых условиях.

Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инноваци­онной системы

В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.

Подсистема научного сопровождения.

Подсистема научного сопровождения состоит из таких частей, как:

1) научные подходы к инновационному менеджменту;

2) функции и методы менеджмента.

Научный подход состоит из системного,  структурного,  маркетингового, функционального,  воспроизводственного,  нормативного,  комплексного, интеграционного,  динамического, процессного,  количественного,  административного, поведенческого,  ситуационного подходов.

Функции менеджмента:1) планирование;2) организация;3) мотивация;4) контроль.

Методы менеджмента:1) организационные;2) административные;3) экономические;4) социально-психологические.

          Целевая подсистема.

Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций.

Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.

Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).

Вслед за анализом параметров целевой подсистемы надо определить эффективность дальнейшего функционирования фирмы. Следом за анализом окружения фирмы и образования целевой подсистемы нужно установить параметры обеспечивающей подсистемы.

          Обеспечивающая подсистема.

Обеспечивающая подсистема анализирует количество, качество, сроки поставок, поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и иного, необходимых для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособного «выхода» системы требуется найти конкурентоспособных поставщиков. Если используются неконкурентоспособные составляющие «входа» при любом уровне техники, технологии и организации процессов, нельзя произвести конкурентоспособный товар.

Управляемая и управляющая подсистема.

Управляемая подсистема, входящая в систему менеджмента инноваций, состоит из определенных составляющих по созданию и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: это стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства и внедрения инноваций; производство инноваций; сервис инноваций.

Управляющая подсистема несет ответственность за все происходящие процессы в системе инновационного менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом, разработку управленческого решения, координацию выполнения инновационных проектов. Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций

6. Инновационный менеджмент и его проявления.

Основные категории инновационного менеджмента.

 

Новация, инновация, инновационный процесс, инновационная политика.

 

Стимулирование инновационной деятельности.

 

Государственная поддержка инновационных процессов.

 

7. Классификация инновационных процессов в инновационном менеджменте.

Классификация инновационных процессов и нововведений в инновационном менеджменте.

 

Диффузные процессы в инновационной среде.

 

Трансферт инноваций.

 

8. Научные основы инновационного менеджмента.

Сущность основных экономических законов рыночной экономики; закон возвышения потребностей; закон спроса; закон предложения; закон эффекта масштаба; закон эффекта опыта; закон конкуренции и др.

1. Сущность рыночной экономики.                          

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для

самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны  с понятием правового государства.

Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ - Социально-экономический закон, выражающий противоречие между производством и потребностями, разрешение которого ведет к снятию старых потребностей и появлению качественно новых, более высоких запросов людей

Возвышения потребностей закон, закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы.Возвышения потребностей закон действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о Возвышения потребностей закон в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет . Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

Возвышения потребностей закон имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях Возвышения потребностей закон действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях Возвышения потребностей закон осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях Возвышения потребностей закон приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров нарынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.

Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:

              изобилие или нехватка товаров

              изобилие покупателей и продавцов

              необходимость в каком-нибудь товаре

              работа и издержки производства

              преобразование сырья

              расходы на транспорт и на его износ

              изобилие или нехватка денег

              географические и погодные факторы

              субъективное мнение участников рынка

              наличие или отсутствие монопольных структур

              ожидание будущего состояния всех вышеперечисленных факторов

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Информация о работе Структура и содержание системы инновационного менеджмент