Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:30, реферат
Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.
Инновационная стратегия 3
Наступательная инновационная стратегия 3
Защитная (оборонительная) стратегия 4
Промежуточная стратегия 4
Поглощающая стратегия (лицензирование) 5
Имитационная стратегия 5
Разбойничья стратегия 6
Основные черты и сферы деятельности виолентов 8
Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов 9
Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов 9
Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса – коммутанты 9
Стратегии проведения НИОКР 10
Стратегии внедрения и адаптации нововведений 12
Московский Институт Банковского Дела |
Реферат на тему:
«Стратегия в инновационном менеджменте»
Москва 2012
Оглавление
Инновационная стратегия 3
Наступательная инновационная стратегия 3
Защитная (оборонительная) стратегия 4
Промежуточная стратегия 4
Поглощающая стратегия (лицензирование) 5
Имитационная стратегия 5
Разбойничья стратегия 6
Основные черты и сферы деятельности виолентов 8
Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов 9
Стратегии инновационных
Стратегии
в сфере мелкого
Стратегии проведения НИОКР 10
Стратегии
внедрения и адаптации
Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.
Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.
Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).
Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).
Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.
Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.
Кроме этих видов
стратегии, инновационная стратегия
предприятий может быть направлена
на создание совершенно нового рынка
для реализации принципиально нового
продукта (технологии), привлечение
специалистов конкурирующих организаций
и слияние (иногда поглощение, приобретение)
с другими организациями, обладающими
высоким научно-техническим
Также стратегии
могут рассматриваться в
Таблица 1 Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ п/п |
ПАРАМЕТРЫ |
Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
«ВИОЛЕНТЫ» |
«ПАТИЕНТЫ» |
«ЭКСПЛЕРЕНТЫ» |
«КОММУТАНТЫ» | ||
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля) | |||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | ||
1. |
Уровень конкуренции |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Средний |
2. |
Новизна отрасли |
Новые, зрелые |
Зрелые |
Новые |
Новые, зрелые |
3. |
Какие потребности обслуживает |
Массовые, стандартные |
Массовые, но нестан-дартные |
Инновацион-ные |
Локальные |
4. |
Профиль производства |
Массовое |
Специали-зированное |
Эксперимен-тальное |
Универсальное мелкое |
5. |
Размер компании |
Крупные |
Крупные, средние и мелкие |
Средние и мелкие |
Мелкие |
6. |
Устойчивость компании |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
7. |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Высокие |
Отсутствуют |
8. |
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества |
Высокая производи-тельность |
Приспособ-ленность к особому рынку |
Опережение в нововведениях |
Гибкость |
9. |
Динамизм развития |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
10. |
Издержки |
Низкие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
11. |
Качество продукции |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
12. |
Ассортимент |
Средний |
Узкий |
Отсутствует |
Узкий |
13. |
Тип НИОКР |
Улучша-ющий |
Приспосо-бительный |
Прорывный |
Отсутствует |
14. |
Сбытовая сеть |
Собственная или контроли-руемая |
Собственная или контроли-руемая |
Отсутствует |
Отсутствует |
15. |
Реклама |
Массовая |
Специали-зированная |
Отсутствует |
Отсутствует |
В основу отечественной
классификации положен
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой.
Основные черты и сферы деятельности виолентов.
Крупные фирмы, осуществляющие
массовое производство, обладают большой
ресурсной силой и, естественно,
им свойственно силовое
Фирмы-виоленты обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Типы виолентов можно подразделить по этапам их эволюционного развития в зависимости от динамики развития:
Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов.
Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия - это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: