Дифференциация
продукции - шаг навстречу тому потребителю,
которому не нужна массовая стандартная
продукция. Она позволяет также
патиенту открыть свое дело по производству
дифференцированной продукции. При этом
патиент использует различия в качестве
товара, сервисе и рекламе.
При специализированном
производстве запас конкурентоспособности
товара возникает в основном благодаря
высокой потребительской ценности
товара. Патиенту приходится точно определять
и обеспечивать ее.
Стратегии
инновационных исследовательских
и разрабатывающих организаций
– эксплерентов.
Фирмы-эксплеренты
- в основном небольшие организации. Их
главная роль в экономике - инновационная,
состоящая в создании радикальных, «прорывных»
нововведений: новых продуктов и новых
технологий во всех отраслях народного
хозяйства.
Как создатели
радикальных нововведений фирмы-эксплеренты,
или так называемые «ласточки» отличаются
своей целеустремленностью, преданностью
идее, высоким профессиональным уровнем
сотрудников и лидера, большими расходами
на НИОКР.
Стратегии
в сфере мелкого неспециализированного
бизнеса – коммутанты.
Мелкий бизнес
важен не только своей многочисленностью,
но и способностью решать функциональные
задачи, выдвигаемые экономикой:
обслуживать локальные
потребности;
выполнять производственные
функции на уровне деталей и повышать
эффективность крупного производства;
наполнять инфраструктуры
производственных процессов;
стимулировать предприимчивость
граждан страны;
повышать занятость
населения, особенно в непромышленных
населенных пунктах.
Мелкие фирмы,
удовлетворяя локальный и узкогрупповой
или даже индивидуальный спрос, тем
самым связывают экономику на
всем пространстве. Они берутся за
все, что не вызывает интереса у виолентов,
патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная,
связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами».
Роль «серых мышей»
в инновационном процессе двояка:
они содействуют, с одной стороны,
диффузии нововведений, с другой - их
рутинизации. Инновационный процесс таким
образом расширяется и ускоряется.
Мелкие фирмы
активно содействуют продвижению
новых продуктов и технологий,
в массовом порядке создавая на их
основе новые услуги. Это ускоряет
процесс диффузии нововведений.
Коммутанты также
активно участвуют в процессе
рутинизации нововведений за счет склонности
к имитационной деятельности и за счет
организации новых услуг на основе новых
технологий.
Существуют различные
варианты классификации инновационных
стратегий. В частности, Л.Г. Кудинов разделил
инновационные стратегии предприятия
на две группы:
- стратегии проведения НИОКР;
- стратегии внедрения и адаптации нововведений.
Стратегии
проведения НИОКР связаны с осуществлением
предприятием исследований и разработок.
Они определяют характер заимствования
идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи
с существующими видами продукции и процессами.
К данной группе
Л.Г. Кудинов относит:
- лицензионную стратегию (стратегия используется, когда предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций. При этом приобретаются как незаконченные, так и завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. В результате предприятие получает собственные Результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами);
- стратегию исследовательского лидерства (нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области определенных НИОКР. Данная стратегия предполагает стремление находиться по большинству видов продукции на начальных стадиях роста. Однако она требует постоянных инвестиций в новые НИОКР, что для многих российских предприятий является невозможным в современных условиях дефицита финансовых ресурсов);
- стратегию следования жизненному циклу (означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых предприятием процессов. Она позволяет постоянно накапливать результаты НИОКР, которые могут быть использованы для замещения выбывающих продуктов и процессов);
- стратегию параллельной разработки (предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс. При этом преследуется цель их форсированного опытного освоения и проведения с его учетом собственных разработок. Такая стратегия может быть использована, если поставлена цель форсированного освоения новых продуктов и процессов при наличии разработок, которые можно приобрести за пределами предприятия, а также при условии снижения возможностей конкурентов в освоении данных инноваций. Она позволяет осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует росту доли предприятия на рынке и соответственно повышает эффективность его деятельности.);
- стратегию опережающей наукоемкости (используется, если для предприятия характерно стремление повысить наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли. Она может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, или в периоды, когда важно опередить другие предприятия в области снижения цен и издержек производства).
- стратегии внедрения и адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.
Стратегии
внедрения и адаптации нововведений подразделяются на следующие основные
виды:
- стратегия поддержки продуктового ряда (заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению);
- стратегия ретро-нововведений (применяется к устаревшим, но пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы. Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления);
- стратегия сохранения технологических позиций (используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определенным причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. Она не может быть успешной в долгосрочном плане);
- стратегия продуктовой и процессной имитации (сводится к тому, что предприятие заимствует технологии со стороны. Подобное заимствование осуществляется по отношению как к продукции, так и к процессам ее производства. Если приобретаются уже использующиеся технологии, то возникает опасность выпуска устаревшей продукции. Эта стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для него сферу бизнеса);
- стратегия стадийного преодоления (предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Она тесно связана с имитационными стратегиями, а также со стратегией опережающей наукоемкости, которые используются как способы реализации.);
- стратегия технологического трансферта (реализуется головными предприятиями вертикально интегрированных структур, которые передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру. Они, как правило, работают на более крупные и поэтому вынуждены использовать предложенные им технологии. Стратегия таких «принимающих» предприятий называется стратегией вертикального заимствования.);
- стратегия технологической связанности (используется, когда предприятие осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изготовляет технологически связанную продукцию (в том случае, если надолго технологически связанных продуктов приходится более 70% выпуска);
- стратегия следования за рынком (нацеливает предприятие на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в Данный момент времени продукции. Она может быть использована на начальных стадиях развития предприятия, когда еще не определены приоритеты в выпуске продукц<span class="List