Становление и развитие системы государственного управления рынком ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является выявление тенденций становления и развития рынка ценных бумаг в России для дальнейшей разработки практических рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить предпосылки формирования в России рынка ценных бумаг
Раскрыть сущность РЦБ в дореволюционный период
Дать характеристику РЦБ в Советское время
Описать РЦБ в России и установить влияние на него общеэкономических факторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Дореволюционный рынок ценных бумаг (РЦБ) в России
1.1 РЦБ в России с момента зарождения до середины XIX века
1.2 Развитие рынка ценных бумаг до 1917 года
ГЛАВА 2. Советский рынок ценных бумаг
2.1 РЦБ в период НЭПа
2.2 Обращение ценных бумаг с начала 1930-х гг. до 1991 г
ГЛАВА 3. Российский рынок ценных бумаг
3.1 Российские ценные бумаги в докризисный период
3.2 Современный рынок ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач обр.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ РЫНОК  ЦЕННЫХ БУМАГ.

 

2.1 РЦБ В ПЕРИОД НЭПА.

 

После очередной смены  политической власти в стране декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922—1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер: срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами — по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций.

В 20-е годы было размешено 24 госзайма. Первый из них был осуществлен  в 1922 г., именуемого в обиходе золотым займом 1922 г.: для физических лиц — 6%-ный выигрышный заем на 100 млн руб., а для предприятий — 8%-ный заем, в ценные бумаги которого предприятия должны были вложить не менее 60% резервных капиталов. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту.

Однако в период 1922—1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательны для вкладчиков, но не достаточно эффективны для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.

С началом нэпа, допустившего, хоть и в урезанном виде, товарно-денежные отношения и взаимное кредитование хозяйственных организаций, вновь возникла потребность в векселях. В 1922 г. советское правительство приняло «Положение о векселях». В его основу был положен Устав 1902 г. Вексельная форма взаимоотношений между государственными, а также кооперативными предприятиями получила довольно широкое развитие.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.

В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил все же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось в запретах частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах.

Некоторое время в  структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основную массу сделок заключали с государственными облигациями. Если в 1923—1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял примерно 3 млн руб., то в 1925—1926 гг. он превышал уже 16 млн руб.

Внебиржевой вторичный  рынок ценных бумаг в начальный период нэпа был прерогативой физических лиц и в буквальном смысле — уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи, или «американки», начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными их участниками стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определенные ограничения.

Создание вечерних бирж не имело аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

Финансовая реформа 1930 г. ликвидировала в СССР коммерческий кредит, а с ним и вексельную форму. Вексель в некоторой мере сохранился лишь во внешней торговле, где приходилось считаться с  кредитной практикой западных государств. Поэтому в 1936 г. СССР присоединился к Женевским вексельным конвенциям.

ценный бумага облигация финансовый рынок

2.2 ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ  БУМАГ С НАЧАЛА 1930-х гг. до 1991 г

 

В период с начала 1930-х  по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов. Число эмиссий сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд.руб., а в течение 1941 — 1945 гг. — более 76 млрд руб.

После войны, одновременно с денежной реформой, была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего с 1947 г. были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации государственных займов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательны. Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е годы, например, число держателей государственных облигаций превышало 70 млн чел.

Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг надолго была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков — в 1974 г. и завершилось к концу 1991 г.

Большей популярностью у населения СССР пользовались свободнообращающиеся выигрышные займы, первый выпуск которых состоялся в 1947 г. Данный заём был эмитирован на 20-летний срок, строго в установленное время проводились тиражи погашения, а облигации продолжали свободно покупаться и продаваться через сберкассы. Выигрыш приходился на каждую четвёртую облигацию. Следующий свободнообращающийся заём был выпущен в 1966 г. в основном на тех же условиях, т.е. сроком на 20 лет, с доходностью 3% годовых, номинал облигаций составлял 20 и 10 руб. Для повышения заинтересованности населения была повышена вероятность получения выигрыша по облигации: теперь выигрыш выпадал на каждую третью облигацию. Это было достигнуто за счет увеличения числа средних (по 500 и 100 руб.) и минимальных (по 40 руб.) выигрышей и отказа от выигрыша в 10 тыс. руб. сберкассы продавали облигации по курсовой стоимости, которая менялась каждые 15 дней между тиражами (в пределах соответственно 49 и 20 коп. за облигацию), а принимались обратно по номинальной стоимости. После проведения последнего тиража по займу 1947 г. владельцам было предоставлено право обменять до 1.07.1968 г. свои облигации на облигации нового займа без курсовой разницы, эта мера позволила обменять 9/10 облигаций займа 1947 г., имевшихся на руках у населения.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами долгосрочного пользования, аналогично натуральным займам 1920-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.

Также был предпринят выпуск государственных казначейских обязательств 1990 г. сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре, в целях повышения их привлекательности, срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.

В это же время на 16-летний срок была проведена эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-го займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.

И наконец, в середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8,5%-го займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР преемником союзных долгов стала Россия.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически не проводившаяся в стране с начала 1930-х по конец 1980-х годов, стала возрождаться как появление суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986 — 1987 гг. Львовское ПО «Конвейер», получившее статус «государственного акционерного социалистического предприятия», первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они не могли в принципе изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующего правового обеспечения, последовали многие другие предприятия. Мотивом служило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда работников, пробудив у них чувство хозяина, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического переоснащения производства.

В целях упорядочения этой стихийной практики Совет Министров СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус «акций трудового коллектива», предназначенных для работников коллективов, и «акций предприятий и организаций» — для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий, например АО КамАЗ, АО «Пермавиа» и др. Это стало очередным шагом на пути возрождения рынка реальных долевых ценных бумаг. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Советом Министров СССР в середине 1990 г. Постановления об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах. Немногим более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1,5 тыс. АО и ООО, суммарный уставный капитал которых в действовавшем масштабе цен превышал 25 млн руб.

Первые АО, образованные на основе собственности государственных предприятий и организованные как общества закрытого типа, не продавали свои акции на рынке. Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990 — начале 1991 г. в торгово-посреднической сфере, особенно с появлением многочисленных акционерных организаций, именуемых, не вполне справедливо, товарными биржами.

С развитием рынка частных ценных бумаг в стране начал возрождаться и институт фондовой биржи. В числе первых, в ноябре 1990 г., были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году образовались Ленинградская (в последствии Санкт-Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская (преобразована из фондового отдела РТСБ) и другие. Их учредителями были крупные организации и предприятия различных сфер деятельности.

В связи с дефицитом ликвидных  ценных бумаг на рынке главный  предмет биржевых сделок определенное время составляли кредитные ресурсы, валюта, брокерские места и др. Основная масса сделок с акциями приходилась  на внебиржевой оборот. Его участниками были многочисленные компании и фирмы, проводившие операции посредством телекоммуникационных сетей, при содействии образованной в это время Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

3.1 РОССИЙСКИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

 

В начале 1990-х годов, после длительного  перерыва, в России вновь начал  функционировать рынок ценных бумаг.

В 1992 г. для усиления регулирования  деятельности фондового рынка была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. В ее состав вошли представители фондовых бирж, Центрального банка РФ, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда государственного имущества и др. Кроме того, фондовые биржи начали формировать органы саморегулирования, первым из них стала Федерация фондовых бирж, созданная для информационно-консультативного обеспечения участников и координации биржевой деятельности.

Выпуск приватизационных чеков в 1993 г. и всеобщее вовлечение населения в процесс приватизации дали мощный импульс развитию фондового рынка в России. Крупные торговые площадки образовались в РЭА им. Г.В.Плеханова. В здании Главпочтамта на Российской товарно-сырьевой бирже была открыта фондовая секция. Основными торгуемыми ценными бумагами были: «государственная ценная бумага – приватизационный чек», суррогатные бумаги (билеты, свидетельства, чеки, сертификаты, акции) неизвестных новых компаний (МММ, «Телемаркет», «Ринако»), иногда номинированные даже не в рублях, а в литрах («Росалко»). Многие крупные и известные ныне брокеры как «Атон», «ПрофитХаус», «Грант», «Тройка», «Ринако+», «РБД» были созданы для торговли ваучерами и профессионально сформировались на ней.

Информация о работе Становление и развитие системы государственного управления рынком ценных бумаг в России