Сравнительный анализ приватизационных процессов в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Сравнительный анализ теории и практики приватизационного процесса в разных странах занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Содержание приватизации и ее методы………………..5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………….5
1.2. Формы и методы приватизации……………………………………….6
Глава 2. Приватизация в России и зарубежных странах…….10
2.1. Российский опыт приватизации……………………………………...10
2.1.1. Этапы приватизации……………………………………………….12
2.1.2. Итоги приватизации………………………………………………..16
2.1.3. Особенности современного этапа приватизационной политики……………………………………………………………19
2.2. Приватизация в странах Балтии……………………………………...20
2.3. Приватизация в странах Восточной Европы………………………...23
2.4. Приватизация в странах Западной Европы и США…………………24
2.5. Опыт Латинской Америки……………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

2.5.     Опыт Латинской Америки

Всего за 90-е гг. латиноамериканским странам удалось за счет приватизации мобилизовать свыше 125 млрд. долл. В 1997 и 1998 гг. мировым лидером по масштабам приватизации стала Бразилия, доходы которой составили 19 млрд. долл. и 32 млрд. долл., соответственно. С концептуальной точки зрения, существует два типа мотивов приватизационного процесса. Согласно первой из них, приватизация ставит целью получение максимальных разовых доходов и содействие решению текущих проблем. Россию и многие латиноамериканские государства роднит то обстоятельство, что приватизация и там, и здесь началась в условиях сохранения бюджетного дефицита, роста внутреннего и внешнего долга. В подобной ситуации она призвана служить прежде всего целям финансовой и макроэкономической стабилизации.

Вторая, долгосрочная и стратегически более важная мотивация приватизации – модернизация предприятий за счет привлечения новых инвестиций и качественное улучшение эффективности их работы.

Поскольку для большинства латиноамериканских стран главной целью приватизации было изыскание средств для сокращения бюджетного дефицита, внешней и внутренней задолженности, то они, естественно, стремились продать предприятия по максимально высоким ценам. Это принесло странам огромный доход, а проданные компании превратились впоследствии в лидеров национальной экономики.

Поступления от приватизации сыграли важную роль в решении многих важных проблем стран региона. На первых порах они обеспечили резкое снижение государственного долга. Так, после завершения основного этапа приватизации в Мексике (1992 г.) его соотношение с ВВП снизилось до 13,4% по сравнению с 78,6% в 1986 г. В Аргентине в 1991-1992 гг. около половины всех расходов по амортизации внутреннего и внешнего долга обеспечивалось за счет поступлений от приватизации.

Результативность приватизации в России даже только с точки зрения поступлений в бюджет на несколько порядков ниже, хотя в нашей стране речь идет о приватизации тысяч предприятий, а в государствах Латинской Америки - нескольких десятков.

Одна из главных причин успехов латиноамериканских стран состоит в создании намного более конкурентной обстановки в ходе торгов и привлечении как можно большего числа претендентов, что, естественно, способствовало повышению цен. Этот фактор оказал большее влияние на потенциальных инвесторов, чем уровень развития страны или состояние ее экономики.

Вторая причина, обуславливающая активное участие инвесторов в приватизации, - разработка правовой и нормативной базы. За счет тщательной разработки и реализации программ Бразилия стала мировым лидером по масштабам разгосударствления.

Та же картина наблюдается и в других странах региона. Так, в Аргентине, на состоянии экономики которой крайне негативно сказался бразильский кризис, 15% акций «YPF», сохранявшихся в руках государства, были проданы за 2 млрд. долл. Чили, где в 1999 г. наблюдался спад производства, состоялся самый масштабный акт приватизации за всю историю страны. За компанию «EMOS», которая обеспечивает водоснабжение в столице - Сантьяго, было получено 930 млн. долл.

На общем успешном фоне имеют место и явные неудачи приватизации отдельных компаний и даже целых отраслей. Правда, это относится прежде всего не к полученным средствам, а деятельности после приватизации. Так, самыми прибыльными объектами приватизации в Мексике стали коммерческие банки, за которые в 1991-1992 гг. было получено 12,4 млрд. долл. Некоторые банки были проданы за цену, в 3-3,5 раза превышавшую их балансовую стоимость. Однако неэффективное руководство многими из них привело в 1995 г. к острейшему банковскому кризису. На санацию банковской системы правительство было вынуждено затратить свыше 60 млрд. долл.

Однако подобные провалы - достаточно редкое явление. В целом приватизация стала важным фактором как модернизации экономики латиноамериканских стран, так и мощным источником денежных поступлений. Помимо высоких первоначальных доходов необходимо отметить еще несколько не менее важных моментов.

Во-первых, рентабельность подавляющего большинства сменивших собственника предприятий существенно возросла. Во-вторых, приватизация дала мощнейший толчок рынку корпоративных ценных бумаг, до этого существовавшему скорее формально, и превратила его в мощный источник финансирования национальной экономики. В-третьих, многие приватизированные компании получили достаточно высокий рейтинг международных квалификационных агентств [9, с. 38-42].


Заключение

Приватизация является лишь одной из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию процесса разгосударствления в обществе должны происходить сдвиги и в других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие эффективное функционирование нарождающейся частной собственности и уравнивающие ее в правах с государственной. Непосредственными целями приватизации являются: формирование слоя мелких и средних собственников; сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; перераспределение экономических основ власти.

Идеальной модели приватизации нет ни в одной стране. Опыт каждой из них выявляет как положительные, так и негативные последствия. В большей степени они детерминированы исходной конкретной исторической обстановкой и социально-культурной средой: уровнем стабильности в обществе, развитостью системы правового регулирования и ее эффективностью; условиями экономического развития; уровнем госсектора; наличием развитой финансовой и банковской системы; удельным весом среднего класса в социальной структуре; психологией населения.

Переход от одного качества общества к другому практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Российская приватизация отличалась от приватизации в других странах тем, что огромная по масштабам государственная собственность была передана в частные руки за исключительно короткий по историческим меркам период. Мировая экономическая история, по мнению экспертов, просто не знала таких темпов приватизации, как в России. Начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.

Несмотря на то что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности, сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и частного сектора проявились в США, Великобритании, в административно-финансовых реформах Японии и ряда стран Латинской Америки. В этих (и других) странах мира за последние годы существенно сократился государственный сектор, а функции госуправления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу.

Анализ проблемы приватизации государственной собственности позволяет сделать определенные выводы.

Эффективное и поэтапное проведение крупномасштабных операций по приватизации возможно при наличии и соблюдении особо важных условий, среди которых обеспечение широкого круга инвесторов, политический и социальный консенсус и постоянный и многопрофильный контроль со стороны госорганов в целях предотвращения злоупотреблений (взяточничество, коррупция, занятие ведущих позиций мафией). Как показывает практика разных стран, отсутствие хотя бы одного из названных условий заметно снижает и результаты приватизации.

При разработке конкретных планов приватизации следует учитывать весь комплекс не только народнохозяйственных, но и исторических, политических и социально-психологических параметров.

Государство должно способствовать развитию института частной собственности, при этом его главной функцией должна стать защита прав собственности.


Список литературы

1.            Агузарова В.В. Сравнительно-правовой анализ приватизации в РФ и странах Балтии // Право и управление. XXI век. - 2008. - № 2. - С. 68-72.

2.            Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.: Олита, 2004. – 185 с. – URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

3.            Боткин О.И., Боткин И.О. Структурные изменения собственности промышленных предприятий вследствие приватизации // Вестник Удмуртского университета. - 2006. - № 2. - С. 20-30.

4.            Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике // Россия и современный мир. – 2001. – 2001. - № 3. – С. 20-31.

5.            Коптев В.И. Природа и социально-экономические последствия приватизации в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 6. - С. 76-80.

6.            Коптев В.И. Сравнительный анализ приватизации в России и зарубежных странах // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 28. - С. 82-85.

7.            Разуваева Н.Н. Приватизация в России: национальные особенности // Вестник ВЭГУ. - 2009. - № 4. - С. 52-64.

8.            Симачев Ю., Радыгин А., Кузык М. Приватизация. Временные компромиссы и отложенные проблемы // Прямые инвестиции. - 2011. - № 8. - С. 28-31.

9.            Теперман В.А. Что может дать приватизация: опыт Латинской Америки // Россия и современный мир. - 2000. - № 1. - С. 38-42.

10.       Ширяева Р. Качество государственного регулирования процесса приватизации в России // Вестник Института экономики РАН. - 2007. - № 3. - С. 32-44.

11.       Экономика: учебник / А.И. Архипов [и др.]; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 848 с. – ISBN 978-5-392-00361-7.

12.       Экономика: учебник / под ред. доц. А.С. Булатова. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1999. – 816 с. – ISBN 5-85639-182-9; ISBN 3-406-41135-5.

13.       Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с. – ISBN 5-7975-0215-1.

14.       Эльмурзаев А.А. Приватизация в России и за рубежом: сравнительный анализ: дис. ... канд. экон. наук. - Москва, 2006. – URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/dis/disElmurzaev.pdf.

 



Информация о работе Сравнительный анализ приватизационных процессов в России и за рубежом