Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа
Сравнительный анализ теории и практики приватизационного процесса в разных странах занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Содержание приватизации и ее методы………………..5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………….5
1.2. Формы и методы приватизации……………………………………….6
Глава 2. Приватизация в России и зарубежных странах…….10
2.1. Российский опыт приватизации……………………………………...10
2.1.1. Этапы приватизации……………………………………………….12
2.1.2. Итоги приватизации………………………………………………..16
2.1.3. Особенности современного этапа приватизационной политики……………………………………………………………19
2.2. Приватизация в странах Балтии……………………………………...20
2.3. Приватизация в странах Восточной Европы………………………...23
2.4. Приватизация в странах Западной Европы и США…………………24
2.5. Опыт Латинской Америки……………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт экономики и менеджмента
Экономический факультет
Кафедра экономики
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Сравнительный анализ приватизационных процессов
в России и за рубежом
Выполнил:
студент гр. БИ-111
Гусев А.А.
Принял:
доцент кафедры экономики Чуб А.А.
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Содержание приватизации и ее методы………………..5
1.1. Сущность приватизации………………………………………………
1.2. Формы и методы приватизации……………………………………….6
Глава 2. Приватизация в России и зарубежных странах…….10
2.1. Российский опыт приватизации……………………………………...1
2.1.1. Этапы приватизации………………………………………………
2.1.2. Итоги приватизации………………………………………………
2.1.3. Особенности современного этапа приватизационной политики…………………………………………………………
2.2. Приватизация в странах Балтии……………………………………...20
2.3. Приватизация в странах Восточной Европы………………………...23
2.4. Приватизация в странах Западной Европы и США…………………24
2.5. Опыт Латинской Америки……………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Реформа отношений собственности – один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. За понятием собственности стоит длительная история развития общества, его экономической и правовой культуры, становления важнейших институтов демократической государственности. О собственности, о её роли в обществе говорили ещё древние философы, мыслители, ученые, говорят об этом и сейчас.
Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации, которая по степени воздействия на национальные экономики и мировое хозяйство относится, без преувеличения, к числу наиболее значимых (и знаковых) событий последней четверти XX века.
Первоначально смена парадигмы экономического мышления, повлекшая за собой изменение соотношения сил в системе «государство-рынок», произошла едва ли не одновременно (в историческом масштабе времени) в ряде ведущих стран, определяющих тенденции развития мировой экономики. В дальнейшем, в течение 80-90-х гг., приватизация в той или иной форме, в тех или иных масштабах затронула более 100 национальных экономик мира с разным экономическим укладом, разными политическими и социальными системами, разными хозяйственными традициями.
Пожалуй, никогда прежде за всю экономическую историю приоритеты экономического курса в различных странах не смещались в одном направлении с такой синхронностью и в таких масштабах, как это произошло в последние десятилетия минувшего века.
Приватизация стала наиболее ярким символом «новой рыночной динамики» сначала в странах Запада, а потом и в остальном мире. Зародившись в Великобритании, «вирус» приватизации стал стремительно распространяться, заражая собой все новые национальные экономические «организмы».
Непосредственные цели и стимулы приватизации формулировались в каждой стране по-разному: укрепление финансовой базы центральной и местной власти за счет освобождения бюджетов от балласта, связанного с необходимостью поддержки неэффективных госпроизводств товаров и услуг; улучшение экономических показателей отдельных предприятий, находившихся в собственности государства, путем их передачи частному капиталу; переориентация на преимущественно косвенные методы регулирования рыночных пропорций; рассредоточение прав собственности с целью расширения социальной опоры политического курса [4, с. 20-24].
Сравнительный анализ теории и практики приватизационного процесса в разных странах занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников [2, с. 6].
Глава 1. Содержание приватизации и ее методы
1.1. Сущность приватизации
Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества – с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или частных юридических лиц. На базе государственных предприятий в результате их приватизации могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах – от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций [11, c. 580].
Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение эффективности предприятий, сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополиями на рынке, расширение рынка заемных капиталов, увеличение платежеспособности и инвестиций населения, привлечение сотрудников к управлению капиталом компании, сокращение профсоюзного движения, создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое [5, с. 76-77].
В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории – собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, или же обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности [11, c. 580-581].
1.2. Формы и методы приватизации
Многолетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе все разнообразие возможных методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компании, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.
Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь ввиду, что, во-первых, во всех странах использовались те или их комбинации, а во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.
Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение менеджментом и коррумпированным чиновничеством подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет важное преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную (как было, например, в Восточных землях Германии).
Особый случай – продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т.е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности.
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словения, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передачи в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода является дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
Информация о работе Сравнительный анализ приватизационных процессов в России и за рубежом