Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить
любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно
же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая,
связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от
Введение.
1. Закон спроса и предложения.
2.Равновесная цена.
3.Функции равновесной цены.
4.Изменения равновесия при изменении спроса и предложения.
5.Эластичность спроса и предложения. Факторы, определяющие ее изменение.
6.Практическое применение эластичности.
Список использованной литературы.
это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели
имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии
экономического
равновесия хозяйствующий субъект—
не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же
рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов
двигают ее в направлении равновесной цены.
На графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни
рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд
факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем
предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS.
В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны
следующие 4 варианта:
1.Уменьшение спроса
под влиянием неценовых
равновесной цены и объема предложения.
2.Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену
и объем предложения.
3.Уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению
равновесной цены и сокращению объема спроса.
4.Увеличение предложения
под влиянием неценовых
равновесной цены и расширению
объема спроса.
Теперь рассмотрим
некоторые вопросы
и предложения. Например, можно ли использовать спрос и предложение для анализа
рынка в условиях инфляции, т. е. при повышении уровня цен всех товаров? Ведь
ранее мы рассматривали кривые DD и SS товара X, при
условии что цены остальных товаров остаются неизменными. Здесь необходимо
учитывать, что цена любого товара в конкретный момент отражает его цену по
отношению к ценам других товаров, т. е. его относительную цену. Чтобы при
инфляции оценить снизилась или повысилась цена товара X, необходимо
учесть, как изменилась цена по отношению к ценам других товаров. Если цены на
все товары возрастут на 40%, а на товар Х только на 10%, то этот товар
станет относительно дешевым, т. е. снизится его относительная цена.
Это должно привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции
изменения цены товара X, вызванные расширением или снижением спроса на
данный товар и его предложения, необходимо соотносить с ростом общего уровня
цен. Например, если спрос возрастает и цена товара Х повышается на 10%
при неизменных ценах на иные продукты, то при 15%-й инфляции он фактически
увеличится на 26,5%.
Государство, как известно, способно вмешаться в рыночный .механизм
ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или
иной товар. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом
понимании пол находится внизу, а потолок—наверху. В микроэкономике принято
обратное представление, поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены
(движение цены вверх)—это искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена
пола» не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита—.это искусственно
завышенная цена. Поэтому на графике «цена пола» будет установлена выше точки
равновесия, а «цена потолка»—ниже ее.
Цены «пола» и
«потолка» могут
принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже
уровня равновесия.
Пример установления цены «пола»—завышение цен на продовольственные товары в
США, посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения.
Однако, при этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются
государством за счет средств госбюджета.
«Потолковые» цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют
повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары—это
политика «замораживания» цен. Они обычно устанавливаются на определенном
уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению
жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат
занижения цен
по сравнению с уровнем
рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами
нормированного распределения.
Основные
термины и понятия.
Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса, кривая спроса, предложение,
кривая предложения, закон предложения, эластичный спрос, абсолютно эластичный
спрос, неэластичный спрос, единичный спрос, эластичность спроса по доходу,
эластичность предложения, равновесная цена.
Варианты практического применения.
Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько
примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.
1. Переговоры об уровне заработной платы.
Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к
выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить
заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили.
Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4,
ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить
суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли
производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что,
согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили
варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому
привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном
случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в
отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной
платы.
2. Небывалый урожай.
Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной
продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение
производства
условиям или
росту эффективности
сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров.
Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их
продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным!
Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от
ограничения фермерского производства.
3. Автоматизация.
Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического
прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на
производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое
трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице,
скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках,
полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям
путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы,
следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от
эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое
расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных
рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать,
что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять
приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет
невелик.
4. Дерегулирование воздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования
воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих
авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных
регулирующих мер
усилило конкуренцию между
образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на
воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные
издержки, связанные
с перелетом целиком
частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост
издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая
прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная
борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на
топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов"
сказалась на прибылях.
5. Акцизный налог.
Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает
во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт
установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от
налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет
повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к
сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от
налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на
который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от
налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги,
искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например. алкогольные
напитки и сигареты.
6. Героин и уличная преступность.
Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает
своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычный метод,
применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его
поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются
препятствия на пути
его транспортировки в