Специфика кооперации химической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение специфики кооперации химической промышленности. Основными задачами курсовой работы являются:
- определить сущность и основные показатели кооперирования;
- показать классификацию и рассмотреть оптимальную схему кооперирования;
- выявить особенности международного производственного кооперирования;
- рассмотреть методы развития международного кооперирования;
- определить участие Российских предприятий в развитии МПК;
- раскрыть кооперационное сотрудничество между Россией и Украиной;
- показать стратегическую программу «ТАИФа» основанную на кооперации;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты кооперирования химической промышленности….6

1.1Сущность и основные показатели кооперирования……………….6

1.2 Классификация и оптимальные схемы кооперирования………….11

2 Международное производственное кооперирование – специфическая форма разделения труда………………………………………………………………...18

2.1Особенности международного производственного кооперирования………………………………………………………………….18

2.2 Методы развития международного кооперирования……………..23

2.3Участие российских предприятий в развитии МПК……………………….. …………………………………………………….28

3 Применение кооперирования на практике…………………………………...38

3.1 Кооперационное сотрудничество между Россией и Украиной......38

3.2Стратегическая программа «ТАИФа» основанная на кооперации……………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………....48

Список использованных источников…………………………………..51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭК.ОТРАСЛИ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

       Кроме специфических собственнических отношений  международное кооперирование производства предполагает наличие еще ряда признаков, свойственных только ему как одному из вариантов реализации разделения труда. Так, важной особенностью международной специализации и кооперирования производства является ее предварительный договорный характер. Заинтересованные независимые субъекты кооперирования — предприятия или фирмы из разных стран — предварительно согласовывают в договорном порядке условия совместной деятельности в определенной сфере по производству отдельных видов изделий, составляющих элементы конечной продукции. Участники этого соглашения разграничивают между собой производственную специализацию, т.е. закрепляют в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования какие-либо частичные продукты или отдельные технологические процессы, а то и определенные готовые изделия, входящие в системы машин. На основе намеченных программ распределяют между собой задания, в соответствии с ними перестраивают производственные мощности или осваивают новые, внедряют технологию одного из партнеров.

       Международное кооперирование отличается не только от кооперации, но и от обычной торговли. В ходе международной торговли товарами, услугами, научно-техническими знаниями осуществляется лишь смена форм стоимости, и каждый партнер самостоятельно выполняет определенные производственные функции. При кооперировании же отношения партнеров переносятся на сам процесс производства. Для кооперирования характерно более интенсивное сотрудничество, чем для торговли. Действия сторон носят взаимозависимый характер, они осуществляют совместную деятельность, направленную на достижение определенной хозяйственной цели. Таковой может быть производство нового готового продукта, нового оборудования, строительство предприятия в стране партнера или в третьей стране, разработка там природных ресурсов и т.д. В то же время следует помнить, что оно тесно связано с внешней торговлей, так как обязательства сторон в конечном счете реализуются через куплю-продажу кооперированной продукции.

       Еще одна особенность МПК состоит  в том, что при нем производственные связи между предприятиями являются долгосрочными. В отличие от международной  торговли, носящей разовый характер, отношения по кооперированию рассчитаны на длительный период. В соответствии с этим договоры о поставках заключаются на продолжительное время, а сами поставки стабильны и регулярны, что повышает заинтересованность предприятий в этой форме экономического сотрудничества. Примечательно, что кооперированные отношения, как правило, продолжаются и после истечения срока действия соглашения о кооперировании, т.е. после того, как цель достигнута.

       Это свидетельствует о том, что в  ходе выполнения соглашения между партнерами сложился климат доверия друг к другу и они продолжают взаимодействовать.

       Наконец, характерной особенностью международного кооперирования производства является и то, что в отдельных случаях  оно носит комплексный характер, т.е. охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, и сбытовую деятельность, непосредственно обслуживающих производство. Так, сбыт совместно изготавливаемой продукции может включать в себя согласованные выступления партнеров на рынке, а также решение вопросов технического обслуживания проданной продукции, ее последующей модернизации с учетом требований покупателя.

       Одной из причин развития МПК является тенденция  повышения капиталоемкости выпуска  новой продукции, требующей огромных финансовых средств. Международная специализация и кооперирование производства сокращает время налаживания изготовления новых товаров и снижает их капиталоемкость. Так, по данным ЕЭК ООН, международные соглашения о техническом сотрудничестве и обмене узлами и деталями на базе кооперирования в среднем примерно на 14—20 месяцев уменьшают сроки налаживания производства новых видов изделий по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50—70% снижают стоимость освоения производства. Кроме того, кооперирование дает возможность достигнуть свыше 90% уровня качества продукции иностранного партнера, тогда как освоение зарубежной технологии своими силами позволяет обеспечить лишь 70—80% данного показателя2. Это обусловлено тем, что международное кооперирование расширяет возможности более комплексного, длительного и мобильного использования различных производственных ресурсов. При этом возникает также экономия благодаря новым техническим и управленческим решениям на базе передовых зарубежных разработок.[6, С.14]

       Международное кооперирование производства не только способствует повышению производительности труда, но помогает реализовать крупные  экономические задачи, которые чрезвычайно  трудно или вовсе невозможно решить без объединения усилий предприятий нескольких стран. К числу таких задач относятся сооружение крупных промышленных объектов, возводимых не только в развивающихся государствах, но и в развитых странах. Например, прокладку железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем, торжественно открытого в мае 1994 г. английской королевой и французским президентом, осуществили совместно строительные фирмы Англии и Франции. Таких примеров успешного совместного строительства существует множество — и в Индии, и в Африке, и в других регионах мира.

       Одной из основных причин роста международного производственного кооперирования послужило стремление крупных предприятий и корпораций увеличить доходы от экспорта своей продукции. В связи с тем, что некоторые страны ввели прямой запрет на ввоз готовых машин, производители индустриальных стран использовали оставшуюся открытой возможность экспорта аналогичных машин, но уже в виде комплектного набора. Это во-первых. Во-вторых, в отдельных странах имеется разница в импортных пошлинах на машины в сборе и на комплектный набор компонентов. Стараясь повысить свои доходы, используя указанную разницу, экспортеры индустриальных стран переходили на вывоз промежуточной продукции.

       Вот те основные причины, которые способствовали росту объемов торговли кооперированной  продукцией.

       Международное производственное кооперирование как специфическая форма МРТ реализуется различными фирмами и предприятиями. Обостряющаяся на мировом рынке конкурентная борьба поощряет их совершенствовать эту форму международного экономического сотрудничества. Существует несколько направлений такого развития.

       Во-первых, в целях снижения затрат на единицу  выпускаемой продукции крупные  корпорации устанавливают связи  с мелкими и средними фирмами  и превращают их в субпоставщиков узлов, деталей и других частичных  продуктов. Вот что пишет по этому поводу видный итальянский бизнесмен С. Вольпи: “Гиганты не могут в сегодняшних условиях производить все необходимое для конечного продукта, как это было прежде. Каждому концерну рациональнее окружать себя средними и мелкими фирмами”. При этом следует добавить, что гиганты настаивают на проведении мероприятий, которые имели бы своей целью снижение издержек производства. Эта политика привела к тому, что характерным явлением для современного машиностроения стало производство унифицированных частичных изделий для финальной продукции специализированными предприятиями и последующая их сборка на производственных мощностях крупных корпораций. Последние предпочитают не иметь у себя производств, занимающихся первичной обработкой сырья и материалов, а приобретать детали, узлы и агрегаты и осуществлять сборку конечных изделий на своих предприятиях. Такой метод международного экономического сотрудничества позволяет крупным корпорациям эффективно использовать собственные производственные мощности, применять поточные методы производства, снижать затраты на рабочую силу и тем самым повышать свои доходы.

       Во-вторых, в роли субпоставщиков действуют  не только мелкие и средние, но и  многие довольно крупные предприятия, специализирующиеся на изготовлении частичных компонентов, предназначенных для производства финальной продукции другими предприятиями. Например, в Англии такие мощные специализированные фирмы, как “Лукас индастриз”, “Смит”, “Данлоп — Пирелли”, “Бэрмид” и “Отомотив продактс” контролируют поставки подавляющей части комплектующих изделий для автомобильных и других компаний. Крупнейшая из них “Лукас индастриз” имеет 90 предприятий в Англии и 42 за границей. В Англии она поставляет детали, узлы и агрегаты местным фирмам, а также дочерним компаниям американских транснациональных корпораций (ТНК) “Дженерал моторе”, “Форд” и “Крайслер”. Западноевропейский! фирмам “Лукас” продает частичные изделия либо с заводов в Англии, либо с дочерних предприятий в соответствующих странах. Она имеет международные кооперированные связи с “Фиат”, “Фольксваген”, “Вольво” и другими фирмами.

       В-третьих, в качестве специализированных субпоставщиков комплектующих компонентов другим фирмам нередко выступают и сами транснациональные корпорации. Так, “Дженерал мотор” на базе кооперирования поставляет подшипники, “Форд” — коленчатые валы, “Локхид” — электрические детали, а английская компания “Роллс-Ройс” — авиадвигатели, которыми оснащено свыше 50% парка гражданских самолетов, эксплуатирующихся авиакомпаниями промышленно развитых стран. При этом иногда ТНК переносят сборочное производство из страны базирования за границу, что дает им ряд преимуществ. Они получают возможность экономить на транспортных расходах, так как перевозка машин в разобранном виде обходится дешевле, чем в собранном. Транснациональные корпорации повышают конкурентоспособность своего экспорта за счет разницы в импортных пошлинах на собранные машины и на комплектный набор компонентов. Немалое значение имеет и тот факт, что заработная плата на сборочных производствах ниже, чем в стране базирования корпораций.[7, С.22]

       Все эти факторы побуждают ТНК  активно участвовать в международной  специализации и кооперировании производства. Вследствие высокой отдачи МПК получило широкое развитие в  мире. Достаточно сказать, что в последние три десятилетия доля узлов и деталей во внешней торговле промышленно развитых стран продукцией машиностроения ежегодно возрастала в два-три раза и ныне составляет более 40% против 20% в 1960 г.

       В связи с выяснением содержания международного кооперирования уместно напомнить о необходимости различать межфирменное кооперирование и внутрифирменные экономические связи, которые иногда также называют кооперированием. Как указывалось выше, под межфирменным международным кооперированием понимается сотрудничество между двумя или несколькими экономически независимыми друг от друга фирмами. Экономические связи, существующие между предприятиями в рамках одной фирмы, коренным образом отличаются от межфирменного кооперирования. В самом деле, при внутрифирменных отношениях, будь то в комбинате, производственном объединении, акционерном обществе, ТНК или МНК, поставки представляют собой хозяйственные связи либо внутри общего технологического процесса, основанного на единой собственности данной фирмы на все ее организационные составные единицы, либо между компаниями, входящими в одну и ту же корпорацию, установившую над ними экономический контроль, т.е. являющуюся фактическим распорядителем капиталов. Во всех этих случаях осуществляется разделение труда между производственными звеньями одной и той же фирмы или корпоративного семейства, по своему содержанию аналогичное внутризаводскому разделению труда, происходящему между цехами или отдельными производствами данного предприятия. Внутри любых размеров фирмы или корпорации производственная связь не товарная. Хотя здесь и применяются трансфертные цены, но они носят скорее счетный, чем реальный стоимостной характер. А в кооперировании, осуществляемом между независимыми фирмами или предприятиями, обмен поставками предполагает обязательную смену собственника, что требует установления между фирмами определенных правовых и экономических отношений. К примеру, производственная связь между предприятиями является не непосредственной, а косвенной, т.е. осуществляется через товарное обращение.[7, С.22]

       Таким образом, международное кооперирование производства не только способствует повышению производительности труда, но помогает реализовать крупные  экономические задачи, которые чрезвычайно  трудно или вовсе невозможно решить без объединения усилий предприятий нескольких стран.  
 
 

       2.2 Методы развития  международного кооперирования

       Международная специализация и международное  кооперирование производства могут  проводиться в жизнь самыми различными методами. Наиболее старым способом осуществления кооперированных связей в промышленности, а также в строительстве является заключение между предприятиями соглашений о проведении каждым из них специализации в договорном порядке, который в литературе больше известен под именем подрядного кооперирования. Этот метод предусматривает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствии с заранее достигнутой договоренностью относительно сроков, объемов, качества и других условий исполнения. Подрядный метод предполагает поставку изделий одним партнером другому и осуществление сборки конечного продукта только каким-нибудь одним из них.

       Подрядное кооперирование имеет две разновидности: классический подряд по выпуску продукции  и подряд по проектированию и изготовлению узлов, аппаратов и другого оборудования. При классическом подряде фирма-подрядчик производит частичные продукты по поручению заказчика по его чертежам и спецификациям под его ответственность и за его счет. Она может осуществлять сборку узлов или агрегатов из компонентов, производимых заказчиком или его другим подрядчиком, а также выполнять технологические операции по поручению заказчика с целью превращения полуфабрикатов в готовые комплектующие изделия и другую деятельность.

       Напротив, при применении подряда по проектированию и выпуску узлов, агрегатов и другого комплектующего оборудования заказчик предоставляет подрядчику лишь самые общие параметры требуемой техники. Последний проектирует, разрабатывает и изготовляет образцы новых технических изделий и передает заказчику всю документацию о них. С этого момента и начинают развиваться между ними кооперированные отношения. Нужно сказать, что подобное кооперирование выгодно партнерам: заказчик получает новое оборудование в короткие сроки и по более низкой цене, чем при собственном изготовлении, а проектировщик может к своей выгоде продавать новые изделия не только заказчику, но и другим покупателям. В связи с этим дополнительным преимуществом подрядное кооперирование по проектированию и изготовлению новых агрегатов и других комплектующих получило широкое распространение во многих машиностроительных отраслях. Так, автомобилестроительные компании предоставляют заказы специализированным фирмам на конструирование двигателей, трансмиссий, кузовов, кабин и других частей автомобиля. Среди таких фирм большими объемами работ выделяется, например, фирма “Мотор пэнелз”, которая проектирует и изготовляет кабины для грузовых машин. В течение года она выпускает 25 тысяч кабин 160 модификаций.[8, С.32]

Информация о работе Специфика кооперации химической промышленности