Специфика формирования в России рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности формирования рыночной экономики в России, выделить проблемы и определить перспективы ее развития.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, функции и принципы рыночной экономики;
- определить достоинства и недостатки рыночной экономики в России;
- рассмотреть понятие и охарактеризовать типы рыночных структур;
- провести анализ современного состояния и определить перспективы развития рыночной экономики в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая глава. Теоретические аспекты изучения основ рыночной экономики…………………………………………………………………………….……5
1.1. Понятие, функции и принципы рыночной экономики. Типы рынков и рыночных структур ………………………………………………………..……………..5
1.2. Государственное регулирование рыночной экономики…………………..16
2 Практическая глава. Состояние и совершенствование рыночной экономики в России и перспективы ее развития………………………………………21
2.1 Современное состояние российской экономики и ее особенности……….21
2.2 Направления реформирования экономики России………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…33
Глоссарий……………………………………………………………………..…..35
Список используемых источников………………………………………….…..37
Приложение А - Некоторые показатели социально-экономического развития России в 2005-2007гг. ( % к предшествующему году) ………………………………..40
Приложение Б 0 Основные показатели социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации в 2005-2007гг., в процентах………...41
Приложение В - Характеристика благосостояния населения в России и экономически развитых странах в 1980-2007 гг……………………………………….42
Приложение Г - Распределение регионов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания в 2006 - 2007 году………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая-специфика формирования в россии рыночной экономики.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

         Объективные цели, ограничения и  ресурсные возможности определяют общую схему реализации антикризисной стратегии.

Переход к новой модели российской экономики  предполагает три последовательных этапа с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

        Первый этап, продолжительностью  до трех лет, ориентирован, главным  образом, на создание институциональных и финансовых предпосылок для перехода к динамичному росту. Ключевыми ограничениями на этом этапе являются фактор времени и недостаток организационных возможностей.

       Второй этап (четыре года) предусматривает форсированный рост инвестиций, направленных на модернизацию производственного аппарата и сырьевой базы. Ключевым ограничением здесь является недостаток финансовых ресурсов

        Третий этап (четыре года) ориентирован на рост потребления и расширение социальной сферы. Ключевым ограничением на данном этапе становятся материальные ресурсы: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и производственные мощности.

        Первый этап ( 2000-2002 годы.) в развитии  экономики Россия уже прошла.

        Основными задачами первого этапа  являлись:

         — поддержать процесс оживления экономики, начавшийся в 1998-1999 годах. Основными факторами ее решения в этот период являлись импортозамещение, расширение финансовой базы товарного производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного капитала), а также некоторое расширение экспорта промежуточных товаров;

      — запуск механизмов, обеспечивающих процесс консолидации власти и основных экономических субъектов, преодоление разрыва между федеральным центром и субъектами Федерации;

       — активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста. Ускорилось формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала;

        — создать финансовую базу  расширенного производства за  счет повышения монетизации экономики. К концу данного этапа снизился уровень бартера в продажах промышленности на пять процентных пунктов;

        — повышение сбалансированности бюджета. К концу этапа увеличился уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет (включая целевые бюджетные фонды).

       — добиться поступательного снижения уровня инфляции. К концу периода уровень инфляции не  превышал значений, подавляющих инвестиционную активность и склонность к сбережению — около 10% за год.

        В целом данный этап можно охарактеризовать следующими параметрами.

        Особенности российского национального хозяйства - наличие незагруженных конкурентоспособных производственных мощностей, ограничения со стороны платежеспособного конечного спроса — позволили обеспечить лишь относительно умеренный рост экономики за три года на 11-12%. В то же время произошло значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении регионального сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении финансового положения производителей. Последнее позитивно отразилось на росте валовых национальных сбережений, которые к 2006 году составили 30-31% ВВП.

      Это позволило уже на данном  этапе оживить инвестиционный процесс. Прирост капиталовложений за весь период составил 9-10%. Рост реальных доходов и потребления населения соответствовал расширению ВВП и составил за три года 11-12%.

        Главной задачей второго этапа  (2003-2007 годы) было — максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

С этой целью на данном этапе необходимо задействовать все источники повышения инвестиций:

    - ограничение вывоза капитала  и расширение использования валютных активов резидентов в инвестиционных целях (уровень такого использования должен составить к концу периода не менее 50%);

    - дальнейшая монетизация экономики  и вытеснение бартера (за весь  период его доля в хозяйственном  обороте должна снизиться еще  не менее чем на пять-шесть процентных пунктов);

    - привлечение иностранных инвестиций, к концу периода — на уровне около 5 миллиардов долларов в год.

           В результате, к концу периода  норма валовых национальных сбережений  возросла до 32-33% ВВП, а накопления основного капитала (за счет ограничения вывоза капитала за рубеж) — с 16% до 20-21% ВВП.

           Общие темпы экономического роста  в этот период составили 4,7-5,1%, повышения конечного потребления  домашних хозяйств — 3,5-4%. Более высокие темпы практически недостижимы — во-первых, из-за ресурсных ограничений, во-вторых, вследствие необходимости поддерживать относительно высокий уровень первичного профицита бюджета (около 3% ВВП). Тем не менее, на этом этапе (с 2003 по 2005 год) население восстановило средние объемы потребления до уровня, предшествующего финансовому кризису 1998 года. Инфляция стабилизируется на уровне около 7-8% в год.

           На рубеже 2006-2007 годов российская экономика столкнулась с ужесточением ресурсных ограничений. Производство вышло на нормальную загрузку конкурентоспособных мощностей, после чего «мощностной фактор» стал сдерживать дальнейшее ускорение его роста.

         Усиление ресурсных ограничений  означает завершение второго  и переход к третьему этапу.

         На третьем этапе (2007-2010 годы) неизбежно некоторое снижение темпов экономического роста. Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление.

        Необходимо подчеркнуть, что эти две задачи тесно связаны между собой. Структурный маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого потребительского спроса является единственной возможностью «вписаться» в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический рост.

         Заключительный этап антикризисной  стратегии характеризуется следующими  макроэкономическими параметрами.

         Произойдет снижение среднегодовых  темпов роста ВВП до 4,4-4,7%, в  основном за счёт замедления динамики капитальных вложений.

         Рассматриваемый вариант близок  к оптимальному с точки зрения целей, угроз и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный промышленный потенциал страны: несмотря на высокую норму выбытия, производственные мощности за десятилетие снизятся всего на 10%, а в машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно на уровне 2000 года.

         В значительной степени будет  решена проблема сохранения и развития «человеческого капитала». Конечные расходы государственных учреждений возрастут более чем в полтора раза, что гарантирует качественное улучшение отраслей социальной сферы.

        Будет обеспечен также необходимый,  с точки зрения безопасности страны, рост оборонных расходов.

         Отход от сырьевой направленности  экономики. Увеличение занятых  в несырьевых отраслях экономики.  Об этом много говорят, но  на деле наша сырьевая «наркозависимость»  только растет. Это вполне объяснимо  – в сырьевую нишу нас объективно сносят тенденции мировой экономики. Если не предпринять здесь волевых усилий, процесс будет продолжаться. Его цена – окончательная утрата экономической независимости, а значит, фактическая утрата независимости государственной.

         Одновременно с изъятием сверхприбыли  из сырьевых секторов необходимо  продолжить снижение налогов.  В первую очередь социального  налога (до 20-24%). Это легализует экономику,  приведет к росту зарплаты, что,  в свою очередь, расширит внутренний  спрос. Крайне важно в качестве приоритета экономической политики использовать возможности малого и среднего бизнеса. Их развитие – это гарантия занятости населения, снижения бедности. Особо важно: именно малый бизнес есть главный, наиболее мобильный способ внедрения инноваций. Об этом говорит весь мировой опыт. Говорит он и о том, что здоровой можно считать только ту экономику, где не менее 60% ВВП производится на предприятиях малого и среднего бизнеса (как правило, куда более эффективных, чем крупные предприятия).  
          Сейчас в России сложился страшный социальный дисбаланс: 17 официальных миллиардеров и 34 миллиона официальных нищих, живущих за чертой бедности, а между ними десятки миллионов людей, которые чуть-чуть находятся над уровнем бедности, сводя концы с концами. Это социальная структура страны третьего мира, структура, вечно «беременная революцией».           

        Нормальна для России такая  структура экономики – 50 миллионов  человек, занятых в среднем  и малом бизнесе, образующих  костяк среднего класса.

       

 

 Заключение

 

     Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать некоторые выводы.

     В самом общем виде рынок можно  определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении  невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются  предприниматели,  работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

     Важнейшими  условиями возникновения рынка  являются общественное разделение труда  и специализация. Первая из этих категорий  означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

     Условием  возникновения рынка является и  так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия  субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

      Состояние нынешнего Российского государства  во многом объясняется ходом процесса преобразований. Сложилось так, что, так или иначе, реформирование механизма  власти и управления, означавшее замену многих прежних государственных учреждений новыми, либо их существенную переделку, несло с собой больше разрушительных, чем созидательных начал. Новые или переделанные учреждения, еще искавшие свое место в государственной организации, не имевшие зачастую новой правовой базы, налаженных связей и контактов с другими себе подобными учреждениями, без собственных традиций, нередко без опытных руководителей, еще только проходили этап становления.

       Современная рыночная экономика на сегодняшний  день предстаёт наиболее совершенной  системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее. 

       В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой  или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

Информация о работе Специфика формирования в России рыночной экономики