Специфика формирования в России рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности формирования рыночной экономики в России, выделить проблемы и определить перспективы ее развития.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, функции и принципы рыночной экономики;
- определить достоинства и недостатки рыночной экономики в России;
- рассмотреть понятие и охарактеризовать типы рыночных структур;
- провести анализ современного состояния и определить перспективы развития рыночной экономики в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая глава. Теоретические аспекты изучения основ рыночной экономики…………………………………………………………………………….……5
1.1. Понятие, функции и принципы рыночной экономики. Типы рынков и рыночных структур ………………………………………………………..……………..5
1.2. Государственное регулирование рыночной экономики…………………..16
2 Практическая глава. Состояние и совершенствование рыночной экономики в России и перспективы ее развития………………………………………21
2.1 Современное состояние российской экономики и ее особенности……….21
2.2 Направления реформирования экономики России………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…33
Глоссарий……………………………………………………………………..…..35
Список используемых источников………………………………………….…..37
Приложение А - Некоторые показатели социально-экономического развития России в 2005-2007гг. ( % к предшествующему году) ………………………………..40
Приложение Б 0 Основные показатели социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации в 2005-2007гг., в процентах………...41
Приложение В - Характеристика благосостояния населения в России и экономически развитых странах в 1980-2007 гг……………………………………….42
Приложение Г - Распределение регионов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания в 2006 - 2007 году………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая-специфика формирования в россии рыночной экономики.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

      В декабре 2007 г. МЭРТ по итогам года повысил оценку роста ВВП в 2007 году с 5,9% до 6,4%. Рост ВВП был обеспечен во многом за счет оптово-розничной торговли, сферы услуг и рынка недвижимости. Их вклад в рост производства ВВП соответственно составил 33,6%, 13,1% и 11% (оценки предварительные), что значительно превышает вклад добычи полезных ископаемых, который снижается на протяжении ряда лет .

      При анализе оценок долей вклада отдельных  отраслей в ВВП следует обратить внимание на альтернативные методы их подсчета. Всемирный банк, например, в «Докладе об экономике России» (февраль 2005 г) фактически скорректировал долю добычи природных ресурсов в производстве ВВП. В итоге он получил долю добычи природных ресурсов примерно 25% (а не 8,8%, даваемую официальными российскими источниками). Соответственно,  доля оптово-розничной торговли составила примерно 11%, а не 30,8%.

      Рассмотрим  структуру бюджета Российской Федерации  в 2007 году. доходы 5046 млрд. руб. (20,7% ВВП), расходы 4270 млрд.руб. (17,5% ВВП), профицит 776 млрд. руб. (3,2% ВВП). Доходы установлены на 17% выше оценки исполнения доходной части бюджета 2006 г.; расходы - почти на  30% выше оценки исполнения расходной части бюджета 2006 г; профицит составит 60% от результата    2006 г.

      При составлении бюджета были заложены: среднегодовой курс рубля 28.6 руб/долл., инфляция – 8,5%, цена на нефть – 40 долл./баррель; в 2007 г, так же как и в 2006 г, в уже существующий бюджет были внесены поправки как в доходную, так и в расходную часть.

      С этими поправками по расходам бюджет был ориентирован на политическую повестку 2007-2008 гг.; в бюджете 2007 г намечено усиление инвестиционной составляющей развития экономики (создание «Инвестиционного фонда» в 70 млрд. руб.).

     

Рис. 2.1 - Доходы и расходы федерального бюджета (в %к ВВП)

      Стабилизационный  фонд выполняет функцию абсорбации ликвидности как инструмент борьбы с инфляцией. Все доходы от экспорта нефти, превышающие 27 долл./баррель  зачислялись в Стабфонд.

      По  имеющимся данным объем средств  сосредоточенных в Стабфонде  на конец 2007 г составил 1,3 трлн. руб. При сохранении цен на нефть на уровне 2007 г объем Стабфонда к концу 2007 г ожидается на уровне 2,2 трлн. руб.

      Банк  России в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2007 г» (ЕДКП) специально отмечает возрастающую функцию Стабфонда как инструмента стерилизации ликвидности. Исходя из собственных прогнозов цены на нефть, Банк России разработал 4 варианта денежной программы.

Таблица 2.1. - Четыре варианта денежной программы Банка России

Варианты 1 2 3 4
Прирост валютных резервов (млрд. долл.) 21,0 51,7 78,7 104,4
Изменение валютных резервов (в % к концу 2007 г) 12,5 30,6 46,5 61,8
Рост  чистых внутренних активов (%) 6,7 34,3 59,2 81,3
Рост  спроса на деньги (% за год) 19-21 21-24 22-25 25-28
Рост денежной базы (в % за год) 17 19 20 23
 

      Во  всех вариантах прирост денежного  предложения превышает допустимый (с точки зрения  ориентира  по инфляции) прирост денежной базы. Чтобы не допускать развития инфляции, необходимы меры по снижению объема чистых внутренних активов.

        Эту функцию может исполнить  Стабфонд. Однако, при определенных  условиях этого может оказаться  недостаточно. Банк России возможно  использует и присущие ему  инструменты по стерилизации  ликвидности  (прирост средств  на корреспондентских и депозитных счетах банков в ЦБ РФ, выпуск ценных бумаг Банка России и др.).

      В 2007 году наблюдалось превышение темпов роста инфляции над ее прогнозируемым уровнем: до 11% против 8,5% по официальному прогнозу.  МЭРТ с учетом динамики 2006 г. полагает, что примерно три четверти роста потребительских цен придётся на монетарные факторы.

      Согласно  МЭРТ  вклад монетарных и немонетарных факторов в инфляцию в 2006 году выглядит следующим образом ( см. таблицу 2.2.)

Таблица 2.2  - Вклад монетарных и немонетарных факторов в инфляцию в 2007 г.

  Ожидаемый вариант Вклад фактора Превышение
ИПЦ 11-11,5 11-11,5 2,5-3,0
1. Монетарные факторы   6,8-7,2 1,4-1,8
Рост  номинальных доходов населения(%) 23,3 1,7-1,9 0,8-1,0
Рост  денежной массы М2 (%) 35-38 5,4-5,6 0,4-0,7
Среднегодовой курс, руб./долл. 28,3 -0,3 +0,1
2. Немонетарные факторы   4,2-4,3 1,0-1,1
 

      Неравномерность использования бюджетных средств  привела к тому, что в декабре 2007 года  по статьям  бюджетных  расходов должно было быть потрачено  сразу 15% запланированных средств (примерно 600 млрд. руб.). По-видимому,  не вся эта сумма была стерилизована в истекшем году. Рост денежного предложения, имевший место в конце  2007 года, может увеличить "рублёвый навес", который  в свою очередь повлияет на рост цен в начале 2007 года.   Резкое увеличение притока инвестиций до 17 млрд. долл., как ожидается, может серьёзно затруднить задачу Банка России по борьбе с инфляцией.

      Согласно  Банку России, рост реального эффективного курса рубля в 2007 году не превысит 9%. Очевидно, что перед Банком России стоит двойственная задача – либо сдерживание инфляции, либо недопущение укрепления курса рубля.

      Согласно "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года", собственный капитал банков в течение ближайших трех лет должен расти приблизительно на 25% в год. При этом, по данным ЦБ РФ, в 2007 году рост капитала банков составил около 30%.

      При сохранении действующих тенденций - c учётом наблюдающегося опережающего прироста активов по отношению к приросту капитала - минимальный уровень достаточности (10%) для многих, в том числе ведущих банков может быть достигнут  в течение нескольких лет. Это, естественно, будет сдерживать возможность расширения банковских операций (см. рисунок 2.2).

      Прогноз на 2007-2010 гг. сделан с учётом тренда, сложившегося за период 2000-2006 гг., и не учитывает предпринимаемых в среднесрочной перспективе правительственных мер по улучшению ситуации.

   Рис. 2.2 - Показатель достаточности капитала в 2000 – 2010 гг (%)

 

   Поэтому для того, чтобы избежать негативные последствия низкой капитализации, необходимо предложить меры, которые способствовали бы увеличению  капитализации банков и развитию банковской системы.  

       Исходя из оценок ведущих российских  и зарубежных экспертных групп, экономическая ситуация в России выглядит в целом стабильной и динамичной. Кризисные явления в российской экономике могут возникнуть в результате:  возможного снижения цен на нефть; кризисных явлений в мировой валютно-финансовой системе и на мировых товарных рынках; увеличения темпов инфляции в 2007 году из-за роста цен в сфере недвижимости, повышения цен на топливо [27, c.57].

  Однако, несмотря на сказанное, в целом большинство  экспертов считают, что в 2007 году будут преобладать положительные  тенденции, и экономика России будет продолжать демонстрировать стабильный уровень развития.

        Таким образом, после долгих  лет господства в России абсурдной  системы страна меняется, преодолевая  многочисленные препятствия на пути реформирования общества. Определенные успехи России на этом пути начинают получать признание в мире. Наша страна уже принята в Совет Европы, Парижский и Лондонский клубы кредиторов, на очереди вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития, во Всемирную торговую организацию и другие международные организации. Россия как равноправный партнер участвует в заседаниях глав восьми ведущих мировых держав и т.д.

     2.2 Направления реформирования экономики России

          Ключевая особенность перехода  к новой модели экономики состоит в том, что он требует в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций.

         В среднесрочной перспективе  существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций.

         Первое — недостаток экономических  и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление гарантий).

           Второе — социальные ограничения.  Критически низкий уровень жизни  основной массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание социальной сферы, субсидии жилищнокоммунальному хозяйству и тому подобное.

          Третье — недостаток свободных  финансовых ресурсов для инвестиций. Между тем имеющийся финансовый потенциал российской экономики позволяет удвоить ресурсы капиталовложений.

           Самым крупным резервом является повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения доходов предприятий реального сектора, «замороженных» в неденежных формах расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2007 году на 2,5-3% ВВП, а к 2010 году на 4-4,5% ВВП.

          Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машиннотехнической продукции, не ухудшая платежный баланс.

          Прогнозные расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых  условий может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами, значительно более высокими, чем в «потребительски-ориентированном» и «экспортоориентированном» вариантах — на уровне 4,5% в среднем за год. Еще больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за ограничений со стороны снижающихся производственных мощностей, инерционного развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные расходы.

Такая экономическая динамика создаст  все предпосылки для того, чтобы  избежать развертывания угроз и развития событий по катастрофическому варианту.            

     Практически, во второй половине  десятилетия удастся выйти на объем инвестиций, требуемый для качественного обновления производственно - технологического аппарата и предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей. Объем ВВП позволит также решить проблему оборонных расходов и поддержания социальной инфраструктуры.

          К сожалению, не удастся решить  в требуемых масштабах проблему повышения уровня жизни населения. Хотя конечно потребление домашних хозяйств возрастет почти на 60%, его уровень к 2010 году будет ниже того, который необходим для формирования массового «среднего класса». По-видимому, окончательное решение проблемы благосостояния будет вынесено за пределы десятилетия.

Информация о работе Специфика формирования в России рыночной экономики