Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности формирования рыночной экономики в России, выделить проблемы и определить перспективы ее развития.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, функции и принципы рыночной экономики;
- определить достоинства и недостатки рыночной экономики в России;
- рассмотреть понятие и охарактеризовать типы рыночных структур;
- провести анализ современного состояния и определить перспективы развития рыночной экономики в России.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая глава. Теоретические аспекты изучения основ рыночной экономики…………………………………………………………………………….……5
1.1. Понятие, функции и принципы рыночной экономики. Типы рынков и рыночных структур ………………………………………………………..……………..5
1.2. Государственное регулирование рыночной экономики…………………..16
2 Практическая глава. Состояние и совершенствование рыночной экономики в России и перспективы ее развития………………………………………21
2.1 Современное состояние российской экономики и ее особенности……….21
2.2 Направления реформирования экономики России………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…33
Глоссарий……………………………………………………………………..…..35
Список используемых источников………………………………………….…..37
Приложение А - Некоторые показатели социально-экономического развития России в 2005-2007гг. ( % к предшествующему году) ………………………………..40
Приложение Б 0 Основные показатели социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации в 2005-2007гг., в процентах………...41
Приложение В - Характеристика благосостояния населения в России и экономически развитых странах в 1980-2007 гг……………………………………….42
Приложение Г - Распределение регионов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания в 2006 - 2007 году………………………………………………….43
К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.
Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.
Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности.
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.1
К объектам рынка относятся
товары и деньги. Товар- это
продукт труда,
И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).
Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.
Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.1
Сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. ''Невидимая рука'', таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность.
Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.1
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы.
Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система представляет свободу предпринимательства и выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает.
Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на производстве определенных товаров или услуг. Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров. Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями потребителей. В рамках сжатого рынка определяются цены на отдельные товары в соответствии со спросом и предложением на них.
Цены на промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях: региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там, где они производятся - из-за уменьшения издержек производства за счет снижения затрат на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются национальные цены и специализация региона, а исходя из национальных цен формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них один из уровней имеет свой приоритет.
Рассмотрим рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров, каким он представал перед нами в недавнем прошлом. Представим рыночную систему как совокупность разнообразных рынков по признаку взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются.1
В сложившихся формах рынок продовольственных товаров представлен: государственной торговлей, реализующей продовольствие по государственным ценам; потребительской кооперацией, реализующей товары по комиссионным ценам; коммерческой торговлей, реализующей отдельные виды продовольственной продукции по полусвободным и свободным ценам; колхозными рынками, на которых продовольственные товары продаются колхозами и индивидуальными производителями по свободным или незначительно регламентированным ценам. Эта структура рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во многом архаичной. Она не обладает единством, целостностью, допускается сосуществование противоречивых, трудно совместимых форм торговли и ценообразования.
Рынок услуг, формируется по общей для всех рынков схеме, рассмотренной выше. Рынок услуг в той или иной степени рпизван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в производстве. 1
В чисто рыночной экономике никаких субсидий со стороны государства быть не должно, но на практике без них не обойтись - как по политическим, социальным, так и по моральным соображениям. Особенно, если речь идет об образовании.
В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества.2
Не следует думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие слои населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение богатым.
В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу. Отметим, что введение рынка жилья постепенно приведет к уменьшению колоссального несоответствия между мизерной платой, вносимой за пользование государственной квартирой, и баснословно высокой платой, за которую снимают ту же квартиру лица, не имеющие жилой площади.
Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом. В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый туда, где он сулит принести весомую прибыль.1
Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.
Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости, прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.2
Таким образом, при переходе к свободному рынку рабочей силы вполне возможна и очень вероятна ситуация, когда почти поголовная трудовая занятость и дефицит рабочей силы в большинстве отраслей и регионов сменятся повышением уровня трудовой не занятости, или, проще говоря, безработицей. В борьбе с нею необходимо создать действенную систему государственного регулирования занятости населения, исходя не только из экономических, но и из социальных соображений.
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков: объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах ,что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ; отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.1
Информация о работе Специфика формирования в России рыночной экономики