Специфика формирования в России рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности формирования рыночной экономики в России, выделить проблемы и определить перспективы ее развития.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, функции и принципы рыночной экономики;
- определить достоинства и недостатки рыночной экономики в России;
- рассмотреть понятие и охарактеризовать типы рыночных структур;
- провести анализ современного состояния и определить перспективы развития рыночной экономики в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая глава. Теоретические аспекты изучения основ рыночной экономики…………………………………………………………………………….……5
1.1. Понятие, функции и принципы рыночной экономики. Типы рынков и рыночных структур ………………………………………………………..……………..5
1.2. Государственное регулирование рыночной экономики…………………..16
2 Практическая глава. Состояние и совершенствование рыночной экономики в России и перспективы ее развития………………………………………21
2.1 Современное состояние российской экономики и ее особенности……….21
2.2 Направления реформирования экономики России………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…33
Глоссарий……………………………………………………………………..…..35
Список используемых источников………………………………………….…..37
Приложение А - Некоторые показатели социально-экономического развития России в 2005-2007гг. ( % к предшествующему году) ………………………………..40
Приложение Б 0 Основные показатели социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации в 2005-2007гг., в процентах………...41
Приложение В - Характеристика благосостояния населения в России и экономически развитых странах в 1980-2007 гг……………………………………….42
Приложение Г - Распределение регионов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания в 2006 - 2007 году………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая-специфика формирования в россии рыночной экономики.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

     В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара,  единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение  объема  производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным,  то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.2

     При рассмотрении  рынка  чистой  конкуренции  со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем.  Как известно,  цена на данном рынке устанавливается и  изменяется  под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта  не  оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

     Абсолютная  или чистая монополия возникает  в том случае, когда одна    фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов.  Чистая  монополия характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена  всего  одной фирмой.  Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного  товара. Следовательно,  законы  спроса  и  предложения действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия,  что для отрасли и в целом.1

    Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

    Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие  диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными  функциями, создающие неоправданные  привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне  не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.1

    Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

    Вместе  с тем эти черты рыночного  несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической  политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства  путем перераспределения средств в пользу тех сфер   общественной жизни,  которые не   могут быть обеспечены чисто

рыночными источниками, а также меры социальной политики.

      1.2. Государственное регулирование рыночной экономики

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.1

     В целом государство реализует  политические и социально- экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции: создание правовой основы для принятия экономических решений. стабилизация экономики, социальноориентированное распределение ресурсов, обеспечение социальной защиты и социальной гарантии, функция эффективности.2

     Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

     Большое количество антимонопольных законов  и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением не честной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно - техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но; с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей,

     не  использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

     Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

     Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.1

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

     Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.     Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.

     Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.

     Вмешательство государства в экономику требует  довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

     В силу определенных несовершенств государственное  вмешательство иногда влечет за собой  потери. В связи с этим в последние  годы обострился вогфос о дерегулировании экономики и о приватизации.

     Дерегулирование предполагает снятие законодательных  актов, которые сдерживают вхождение  потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США  в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год .1

     Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам илиорганизациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности.

     Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает честное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.  Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности. Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно   необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит

поставленные  экономические задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Практическая    глава.     Состояние и    совершенствование    рыночной

экономики в России и перспективы  ее развития

      2.1 Современное состояние российской экономики и ее особенности

      В 2007 году сохранялась в целом стабильная экономическая ситуации в стране.

      Согласно  экспертным оценкам, в основных отраслях продолжится рост производства, который  затронет не только отрасли, связанные с ТЭКом, но также  машиностроение, металлообработку и другие. Росту производства способствовали расширение потребительского и инвестиционного спроса, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и, в первую очередь, высокие цены на нефть.

      Даже  при несоблюдении некоторых ранее обозначенных количественных ориентиров (в частности, по инфляции) все положительные тенденции, действовавшие в истекшем году в экономике России, свидетельствуют о перспективах дальнейшего экономического развития.

Информация о работе Специфика формирования в России рыночной экономики