Современные тенденции финансирования культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:51, реферат

Краткое описание

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Оглавление

I.Введение
II. Основная часть
1. Состав расходов бюджетов на культуру
2. Источники финансирования учреждений культуры
3. Особенности планирования расходов учреждений культуры
III.Заключительная часть
IV.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Что же касается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры, то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений здесь не происходило. Новая система хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» и ряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироваться при помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А в результате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системы исполнения бюджета экономическая самостоятельность организаций культуры оказалась меньшей, чем та, которая была у них в условиях плановой экономики.

Для реализации уставных целей организации культуры собственник финансирует ее деятельность из бюджета соответствующего уровня. Бóльшая часть бюджетных средств  выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

1.  1501/410/273 и  1501/411/273 – содержание особо ценных  объектов культурного наследия  народов РФ;

2.  1501/410/283 –  содержание музеев и постоянных  выставок;

3.  1501/410/284 –  содержание библиотек;

4.  1501/41/281 –  государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительского искусства;

5.  1501/410/288 –  государственная поддержка цирковых  организаций.

Финансирование  текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства. Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств в соответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов. Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть – бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым – на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое  бюджетное финансирование:

1.  по статье 1501/410/287 – прочие учреждения и  мероприятия в области культуры  и искусства (из централизованного  фонда Минкультуры);

2.  по статье 1501/631/711 – Федеральная целевая  программа «Культура России»  (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»).

3.  Целевое бюджетное  финансирование организаций культуры  осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) или государственного  контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства также поступают  на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются по смете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительной власти).

Финансовые  средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и  средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.

Сметы, отражающие доходы организации  культуры из бюджета и от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов  и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.

Государственным и муниципальным учреждениям  культуры разрешено вести предпринимательскую  деятельность, предусмотренную их уставом.

Установлен  следующий перечень видов предпринимательской деятельности:

1.  по реализации  и сдаче в аренду основных  фондов и имущества организации  культуры для целей, не связанных  с культурной деятельностью;

2.  по торговле покупными  товарами, оборудованием;

3.  по оказанию посреднических услуг;

4.  по долевому участию  в деятельности коммерческих  предприятий, учреждений и организаций  (в том числе культуры);

5.  по приобретению  акций, облигаций, иных ценных  бумаг и получению доходов  (дивидендов, процентов) по ним;

6.  по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг /1, 15/.

Деятельность  учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Цены (тарифы) на платные  услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно.

При организации  платных мероприятий учреждения культуры обязаны устанавливать  льготы для детей дошкольного  возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами законодательной власти.

Финансирование  расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц  лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

Для обеспечения  социальной защиты граждан допускается  государственное регулирование цен на продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационного назначения и занимающих при этом монопольное положение на рынке.

Составные части  системы государственных и муниципальных  учреждений культуры чрезвычайно неоднородны  с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и другое.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного  большинства организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной – через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской  деятельности, и замещению бюджетных  ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение  государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  планирования расходов учреждений  культуры

В настоящее  время Министерство культуры РФ финансирует  федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. Например, из федерального бюджета финансируются Государственный Эрмитаж, музей-усадьба «Ясная Поляна», Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др. В каждом субъекте РФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение. Главным источником их финансирования выступают региональные бюджеты, поскольку федеральные органы не являются собственниками этих организаций. Как федеральные, так и региональные центры культуры и искусства в соответствии с законодательством должны обладать всей полнотой творческой и хозяйственной самостоятельности. На самом деле финансовая самостоятельность в отношении бюджетных средств и собственных доходов, зачисленных согласно БК РФ в разряд неналоговых доходов бюджета, при целевом финансировании сведена до минимума.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным. По-разному строится и механизм распределения общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначается для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расхода, при формировании которой применяется методология «от достигнутого уровня», или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств.

Этот метод  можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие, как:

- сохранение  и восстановление памятников  истории, культуры и архитектуры;

- сохранение  народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного народного творчества и др.);

- развитие национальных  культур малочисленных народов  (создание центров национальных  культур, проведение национальных  фестивалей и т.п.);

- развитие творчества  детей и поддержка молодых  дарований;

- организация  семейного отдыха и создание  условий для здорового образа  жизни.

В условиях ограниченного  финансирования при разработке той  или иной программы избирается некоторая  крупная социально значимая и общественно необходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкуренции применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе бюджетных средств создаются экспертные советы. В его состав включаются Специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств о выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

В качестве примера приведем конкретные данные о критериях по одному из типов учреждений культуры - музеям. При этом следует учитывать, что допускается наличие у государственного музея иных учредителей, наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации /4, ст. 29/. При этом музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.

Информация о работе Современные тенденции финансирования культуры