Тенденции современной молодежной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Краткое описание

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Файлы: 1 файл

тенденции.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

Введение

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи. С 60-х годов  ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Современная российская культура находится в кризисном  состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь  поколений, процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и  ценностных ориентаций, в том числе  профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми  социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

Современная молодежь проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм  неверие в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

1. Молодежная  культура

Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования  поведения членов этой группы. Воспроизводство  и передача культуры последующим  поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и  ценностей, отличающих группу от большинства  обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Элементы, как  субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодежи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует  четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как  в отношении к социуму, так  и в межгенерационном общении, в контркультурой направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни  общества, образно говоря, в позиции  «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок  минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая  неустойчивость молодых людей умело  используются политическими элитами  в борьбе за власть.

«Участие в  политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного  опроса учащимся старших классов  петербургских школ, заняло последнее  место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый  из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться  своими интересами, в то же время  почти половина выборкой (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно  проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть  из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время  как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда  не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).

1.1 Молодежная  культура в России

Сегодня целый  комплекс противоречивых проблем, неоднозначность  процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в  целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен - "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим  ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном  масштабе нам вряд ли удастся, но в  наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а  для этого надо, как минимум, познакомиться  с тем, что молодёжь требует и  чем вызваны подобные требования.

Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования  поведения членов этой группы. Воспроизводство  и передача культуры последующим  поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и  ценностей, отличающих группу от большинства  обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или  ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

Элементы, как  субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодежи в России.

Социализация - процесс формирования индивидом  на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря  которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни  была менее продолжительной, чем  сейчас: в 14-15 лет юноша переходил  в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот  сейчас человек продолжает учебу  иногда до 25 лет. В сравнении с  нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце  социализации не приходится, так как  этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается  в глубокой старости, но наиболее благоприятным  временем для социализации является все же детство и юность.

Людей, которые  непосредственно осуществляют социализацию индивида, называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Далее в работе рассматриваются  эти основные агенты социализации, как они, в условиях современности  влияют на формирование молодых людей.

Особенностью  же нынешней ситуации, в которой  осуществляется формирование духовного  облика подростков, заключается в  том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического  и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и  инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим  осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями  о своем профессиональном будущем  и будущем общества.

Из чего и  как строиться современная молодежная субкультура в России?

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и  обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры выгоде».

Вопрос о понимании  студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого" мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном  обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.

1.2 Особенности  молодежной культуры

Её определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей  большинства).

В наше время  студенты быстро продвинулись в овладении  новыми стереотипами, молодое поколение  свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание  студентами, например, свободы, вполне соответствует "новому мышлению". Как правило, они рассматривают  свободу не в соответствии с необходимостью, а в "связке" с принуждением и насилием. Невмешательство государства  в частную жизнь человека молодые  люди понимают в качестве важнейшего признака свободы. Вопрос о понимании  студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого" мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается.

2. Тенденции  молодежной культуры

2.1 Молодежная  культура на рубеже веков

Культура - это  некая целостная система с  присущей ей внутренней определенностью  ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ядро культуры, а рядом с ним ряд  субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это».

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным  для возраста является эмоционально-чувственное  отношение к жизни, в том числе  и к культуре. Этим обусловлено  чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве  нравственных оценок над художественно - выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру  с достаточно четко очерченными  границами. Ее характеризуют такие  особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и  норм, уход в сферу досуга, в котором  ведущими являются общение, развлечение  и самообразование, связанные с  коммуникативной деятельностью. В  отношении к культуре преобладает  потребление над творчеством, что  отражает в целом жизненные позиции  молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя  и пассивной личности.

Информация о работе Тенденции современной молодежной культуры