Тенденции современной молодежной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Краткое описание

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Файлы: 1 файл

тенденции.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

В последние  десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест  против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая  свои ценности, нормы и образцы  жизнедеятельности. Такое явление  в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит  выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию  в альтернативном творчестве и др.

Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство  проявляет тенденции к потреблению  легких, развлекательных видов и  жанров искусства, и лишь небольшая  часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной  культуры. Примерно такая же картина  наблюдается в отношении к  музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, и отражают социальный и психологический облик  своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма. Поэтому  пути развития молодежи зависят от развития общества, в котором находится  молодежь.

молодежный субкультура социализация скинхед

2.2 Скинхеды и  подростковая субкультура

Надо сказать, что миру взрослых вообще свойственно  двойственное восприятие действительности: с одной стороны, все правильно, с другой - во всем сплошное издевательство. Взрослые размышляют - каждый по мере своих  сил. Но вот у детей такого раздвоения не бывает. Как и привычки, подолгу  обдумывать, что же с ними происходит. Дети не думают, а действуют, и тоже каждый - по мере своих сил и возможностей. Отсюда пошли и русские скинхеды. «Новая профашистская молодежная субкультура  в России», как пишут про них в СМИ. Бритоголовые - их называют и так (в переводе с английского skin head - «бритая голова»). В прежнем русском понятии - уличная шпана, мальчишечья шайка, непременная, к сожалению, принадлежность рабочих окраин в больших городах, и у нас, и на Западе, откуда и пришло новое слово «скинхеды», пришло, как западная мода в начале 90-х годов. В 1999 году считалось, что у нас в России насчитывается 30 тысяч скинхедов, или скинов, как они сами себя называют. В 2004 году пишут про 50 тысяч скинхедов. Собственно, и численность растет слабовато. Почему же в СМИ такой страх и ужас?

Как ни странно, у нас в России до сих пор  проваливаются попытки затеять  по всей форме политический судебный процесс по обвинению в фашизме  этих русских мальчиков в ботинках с заклепками и с бритыми наголо головами. Причем почему-то, когда дело касается этих мальчишек, действие, как  правило, разворачивается хотя и  в разных местах, но по одинаковому  сценарию.

Например, в СМИ  появляется информация о чудовищном случае национальной нетерпимости в  Костроме. Потом эту ужасную историю  повторяют много раз. В Костроме скинхеды напали на мальчика-армянина, облили бензином и подожгли. В связи  с этим новым преступлением скинхедов  СМИ извлекают из архивов все  старые материалы о злодеяниях скинхедов. Появляются очередные высказывания известных правозащитников о  росте «русского фашизма». Попутно  начинают выяснять, можно ли отнести  к экстремистским и фашистским организациям казаков. Под знаком опасности «русского  фашизма» проходит неделя. Потом появляется интервью с милицейским начальником  из Костромы. По ТВ его показывают только один раз и не в престижное время. Пресса игнорирует. А милицейский  начальник всего-то коротко доложил  о результатах проведенного в  Костроме расследования. Оказывается, мальчика-армянина не обливали бензином и не поджигали. Дело было так. Компания мальчишек разожгла костер, с ними был и мальчик-армянин. Костер горел слабовато, и мальчишки притащили канистру с бензином, плеснули бензину в огонь. Обрызгало и обожгло нескольких ребят, в том числе и этого мальчика. А он побоялся, что дома накажут за прожженную куртку, и соврал отцу, будто его нарочно облили и подожгли...

Создается впечатление, что именно СМИ и взяли на себя роль пропагандиста и организатора «русского фашизма», который, как  позволил себе высказаться перед  многомиллионной аудиторией шеф  культуры Швыдкой, пострашнее немецкого фашизма.

3. Неформальные  и молодежные объединения

3.1 Что такое  неформальные молодежные сообщества?

Это неофициальные  группы и ассоциации молодежи, не относящиеся  к криминальной среде. Сама криминальная среда вообще не является неформальным сообществом. Дилеры-распространители наркотиков, несовершеннолетние воры и грабители, рэкетиры, нищие и  т.п. объединены организованной преступностью  в формальные структуры, и о них  здесь речь не идет.

Примерами неформальных молодежных сообществ могут служить  хиппи, панки, металлисты, ролевики и т.п. Различные молодежные группы и сообщества стихийно возникают, распадаются, меняются в соответствии с модой. В основном принадлежность к каждому сообществу состоит в чисто внешних признаках поведения - стилю одежды, прическе, украшениям. Но, к сожалению, некоторые из молодежных сообществ бросают вызов устоявшейся морали и принятым нормам, в отдельных - существует опасность антисоциального поведения, а в крайних случаях они откровенно асоциальны и даже антисоциальны.

Проблемы, которые  связаны с неформальными молодежными  движениями андерграундного толка можно объединить в несколько блоков:

· Идеологические. Идеологическая направленность некоторых  молодежных движений противоречит общественной морали, а нередко и законам  государства (например, скинхеды - вариант  неофашистов).

· Протестность. Почти весь неформальный андерграунд в той или иной мере удовлетворяет потребность части активной молодежи к выражению протеста против общественных нравов. Это реализуется в широком диапазоне: от безобидных длинных волос и "фенечек" хиппи, до смертельно опасных мототрюков байкеров.

· Группа риска. Неформальные молодежные движения очень  часто являются средой распространения  наркотиков. Существуют такие движения как кислотники, для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (реперы, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни. Наряду с этим, существуют и молодежные движения, идеология и практика которых таковы, что процент употребляющих наркотики среди членов движения гораздо ниже, чем в средней, например, студенческой среде (ролевики, подземники, скинхеды).

На фоне вышеописанной "отрицаловки" мы часто не замечаем и "положительных" свойств молодежных неформальных движений:

· Культурный уровень  членов неформальных сообществ заметно  выше, чем средней молодежной среды.

· Практически  все молодежные неформальные сообщества находятся в активном противостоянии с криминальным миром (на молодежном сленге - гопниками - подрастающими подопечными воров в законе).

· Как это  ни кажется на первый взгляд парадоксальным, но социологические исследования показывают, что бывшие участники молодежных движений в зрелом возрасте лучше  адаптируются к жизни. Так в начале 80-х годов во Франции среди  бывших участников "молодежной революции" 1968 года процент безработных был  значительно меньше, чем в среднем  у людей такого же возраста.

Наиболее массовые молодежные движения несут в себе активную и яркую положительную  программу. Например, самое массовое на сегодняшний день движение ролевиков, это: комплексный спорт - фехтование, ориентирование; изучение истории - ролевые исторические игры (нередко ролевики путают историю с мифологией, но и собственно историкам свойственно то же самое); комплексное ремесло - изготовление доспехов, одежды, спортивного оружия (деревянные и пластмассовые мечи). Каким бы мы ни посчитали баланс между "положительными" и "отрицательными" свойствами, наверняка и без кавычек можно сказать только одно: неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки, этим минимумом предлагается воспользоваться.

3.2 Что дают  молодежные объединения?

Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна - стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет социализация состоит, прежде всего, в огульном отрицании социума (в этом и кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает. Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы.

Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то "Спасение" или команда люберов, преследуют определённую цель: в первом случае - явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором - размытую, неосознанную (стать сильным и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов. Не менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.

Несмотря на господство потребительского отношения  к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных ("Милосердие") организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует.

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальных проблемах молодежи. Исследования в  этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который  переживает сегодня Россия. А связь  таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и  молодежная агрессивность очевидна. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения  того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить  к явлениям жизни современной  молодежи.

С начала 90-х  годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультур пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых  лет изучить (а по возможности  решить) те проблемы, которые встают перед молодыми людьми. Проблемы:

· самореализации;

· самоактуализации;

· непонимания  со стороны взрослых;

· вхождения  во взрослую жизнь;

· выбора правильного  пути и др.

Некоторые авторы считают, что данные проблемы может  решить гуманитаризация всех сфер общественной жизни, а особенно институтов воспитания и образования, как основных компонентов социализации личности. В настоящее время особенно актуальным является превращение института гуманитарного образования из «окраин» социализации в ее мощный основной центр.

Список литературы

1. Бестужев-Лада  И.В. Молодость и зрелость: Размышления  о некоторых социальных проблемах  молодежи. - М., 1984.

2. В.А. Луков.  Особенности молодежных субкультур  в России. Социологические исследования. № 6. 2002 г.

3. Социология  молодежи. - М., 1999.

4. Социология  молодежи. Под ред. В.Т. Лисовского  Из-во СПбГУ. 1996.

5. Социология  молодежи: Учебное пособие. / Под  ред. Бабаев Е.М. - 2000.

6. Социология  молодежи / Под ред. Ю.Г. Волкова - 2001 г.

Информация о работе Тенденции современной молодежной культуры