Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 12:23, реферат

Краткое описание

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Оглавление

Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

политика.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

  3.3 Перспективы развития  миграционной политики  и варианты решения  государственных  задач

  Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими  ориентирами предполагает использование  метода целевого заселения. Оно вовсе  не означает искусственного перемещения  групп населения из одной территории в другую, как это было в советской  истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение  основано на учете социальных характеристик  потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.

  Кроме того, такой метод требует выявления  наиболее важных и вместе с тем  пригодных для проживания участков расселения.

  По своей  сути целевой метод регулирования  миграций имеет много общего с  методами селективной миграционной политики, практикуемой в западных странах. Органы государственного управления США (где мигранты составляют 12% населения), Канады, Германии и других стран  давно проводят политику, направленную на переселение в свои территории наиболее квалифицированных специалистов, способствующих экономическому росту  страны. Правда, акцент в такой политике ставится исключительно на экономической  составляющей мотивации переселения.

  Негативным  следствием этого является то, что  часть мигрантов рассматривают  страну пребывания как площадку для  зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это  определяется низким социальным качеством  иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление  как смысл жизни).

  В применении метода целевого заселения необходимо ориентироваться в основном на тех, кто намерен сменить место  жительства из-за возможности обретения  условий для выполнения своего дела. Конечно, доля мигрантов, ищущих простор  для реализации своего творческого  потенциала, является наименьшей в  общем миграционном потоке. Однако именно эта группа способна быть наиболее эффективной в плане социально-экономического развития территории поселения.

  Сегодня отчетливо  видна необходимость сосредоточения государственных усилий в области  миграционной политики под началом  единого координационного центра, способного заложить комплексные основы современной  миграционной политики.[28]

  Для обеспечения  оптимизации структуры и масштабов  внутрироссийских миграционных потоков  в рамках государственной миграционной политики могут применять такие  предусмотренные нормативно-правовыми  актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

  – административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе  государственных служащих, за нарушение  существующих нормативных актов);

  – экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости  аренды и покупки жилья и др.);

  – пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие  целенаправленное воздействие на систему  предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих миграционное поведение  населения).[29]

  Государственная политика в области регулирования  внутренних миграций в Российской Федерации  должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

  ü  защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной

  ü  реализации экономического потенциала индивидов;

  ü  обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,

  ü  рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

  В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в  пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и  неформальных ограничений внутренних переселений граждан с помощью  института регистрации по месту  жительства и месту пребывания в  соответствии с нормами федерального законодательства.

  Целесообразным  также представляется создание единого  централизованного информационного  ресурса (информационной системы), которая  бы отражала перемещения граждан  и их постоянное местонахождение, а  также о предоставленных им государственных  гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы  позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также  необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и  второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры  миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

  Необходимо  разработать меры государственной  финансовой поддержки отдельным  категориям мигрантов.

  Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости населения  и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов  национальной безопасности регионы  страны. Еще одно значимое ограничение  внутренней миграции — неразвитость институтов жилищного рынка. Решение  этой задачи может быть обеспечено следующими методами:

  ü  содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;

  ü  содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;

  ü  содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;

  Значимым  барьером внутренней миграции выступает  сегментированность российского рынка  труда. Повышению миграционной подвижности  индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и  национального банка граждан, готовых  сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых  компаний; создание федеральной системы  учета сведений о потребностях в  рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под  самозанятость и мелкое предпринимательство.

  В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения  в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной  политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической  политики в них.

  Таким образом, повышение внутренней мобильности  населения является необходимым  условием для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития России. При этом необходим системный  подход к регулированию внутренних миграционных потоков и организации  взаимодействия федеральных органов  государственной власти с органов  власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и  бизнес-сообществом.

  Цели и  задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы  с прогнозами и программами социально-экономического и демографического развития отдельных  территорий и субъектов Федерации.

  В свою очередь, повышение мобильности населения  позволит более оперативно реагировать  на вызовы, связанные с реализацией  политики модернизации экономики и  содействием устойчивому развитию России.[30]

  В последние  годы миграция населения не обеспечивает перераспределения населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке  труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные  и отраслевые диспропорции потребуют  более активного перераспределения  населения и трудовых ресурсов в  пределах страны, что вызовет необходимость  разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том  числе за счет развития рынка жилья.

  Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов  к самообустройству и осуществлению  трудовой деятельности.

  Указанная миграционная ситуация требует новых  подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации  стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации.[31]

  Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

  * совершенствование  миграционного законодательства  Российской Федерации;

  * разработку  социально-экономических мер по  повышению миграционной привлекательности  территорий, из которых происходит  отток населения и которые  имеют приоритетное значение  для национальных интересов, разработку  и внедрение федеральных и  региональных программ, направленных  на создание благоприятных условий  для адаптации иммигрантов к  новым условиям и интеграции  их в российское общество на  основе уважения к российской  культуре, религии, обычаям, традициям  и жизненному укладу россиян[32] 

  3.4 Цели, принципы и  задачи регулирования  миграционных процессов  в России

  Основными направлениями деятельности по регулированию  миграционных процессов являются:

  1. В области  оптимизации внутренних миграционных  процессов и содействия эффективному  использованию трудовых ресурсов  решение проблем занятости населения  и достижение баланса между  использованием внутренних трудовых  ресурсов и привлечением иностранных  работников

  •    обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

  •    разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

  •    определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

  •    разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

  •    государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

  •    развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

  •    использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

  •    оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

  2. В области  создания условий для сохранения  и дальнейшего формирования населения  в северных, восточных и приграничных  регионах Российской Федерации

  •    восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

  •    стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

  •    проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.  Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы