Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 12:23, реферат

Краткое описание

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Оглавление

Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

политика.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

  Необходимо  преодолеть закрепощенность населения  неразвитостью институтов жилищного  рынка. Решение этой задачи может  быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению  и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка  аренды жилья; государственная поддержка  девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении  и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья  на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность  на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также  разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в  настоящее время владельцы жилья  часто отказывают квартиросъемщикам  в регистрации из-за боязни потерять жилье.

  Создание  эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных  вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный  межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает  сегментированность российского рынка  труда. Как показывает анализ, в настоящее  время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения  рабочей силы между регионами. В  итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые  и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

  Повышению миграционной подвижности индивидов  будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского  банка вакансий (национального банка  вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, а также территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о наличии и возможности получения жилья, список. Поскольку в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.

  В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения  в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение  по сравнению с предыдущими десятилетиями  направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному  сокращению численности населения  в стратегически важных с точки  зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности  население северных и восточных  регионов России, в свою очередь, разрушает  трудовой потенциал, адаптированный к  природным условиям этих регионов и  в перспективе может стать  угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.

  Меры государственной  политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической  политики в указанных регионах, включая  разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых  льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных  регионах.[33] 

  Заключение

  Миграция - это часть современной мировой  глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в  свой оборот огромные массы людей, перекраивая  этнографическую карту мира, ужесточая  конкурентную борьбу на мировом рынке  труда. Миграция – процесс, главным  следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает  новые возможности.

  Миграция  населения (в первую очередь трудовая) – позитивное явление, позволяющее  сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц.

  Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

  Проблема  миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны  государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.

  Миграционная  политика служит для обеспечения  устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рационального  размещения населения на территории страны, использования интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов  для достижения благополучия и процветания  России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам  власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан  страны, заботиться о которых –  первоочередная задача и цель любого государства. 

  Библиографический список

  1.  Алешковский И.А.Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

  2.  Бугаева Н.Г. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления

  3.  Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940). Иваново, 2000.

  4.  Кабузан В.Н. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII-начало XX вв.). Хабаровск, 1973

  5.  Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года

  6.  Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

  7.  Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. С.161

  8.  Население России 2007 : Пятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — с.240-246

  9.  Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. С.56

  10.  Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г. № 11. С. 52-56

  11.  "Российской газета" (Федеральный выпуск) N4063 от 11 мая 2006 г.

  12.  Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.

  13.  Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с

  14.  Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.

  15.  Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.

  16.  Указ Президента «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668 (ред. от 13.06.1996).

  17.  Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ из малых городов России // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 402.

  18. Актуальные  вопросы реформирования миграционной  политики России в контексте  устойчивого развития Алешковский  И.А./ http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm

  19. Градировский  С./Русский Архипелаг/ http://archipelag.ru/glossary/zapad/

  20. Краснослободцев  В.П. Сельские «миры» России  и миграция // Демскоп Weekly. № 185—186. 2005. 10—23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).

  21. Плисецкий  Е.Л.канд. геогр. наук, доцент кафедры  экономики и регионального развития  Финансовой академии при правительстве  РФ/ Трактовка понятия «миграция»/ http://geo.1september.ru/2003/37/4.htm

  22. Стратегия  для России: повестка дня для  Президента - 2000. www.svop.ru./book2000.htm

  Управление  миграционными процессами в России/All для школоты/ http://all4shkoloty.ru/?p=10595

Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы