Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 12:23, реферат
Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список
В свою очередь это качество во многом определяется текущими миграционными процессами.
Отток трудоспособного
и экономически активного русскоязычного
населения обусловил заметную деградацию
дальневосточного социума, что проявляется
в стремительном
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
Особенности
развития миграционной ситуации в Российской
Федерации в последнее
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной политике. При разработке и реализации государственной и региональной миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.
В разработке
и реализации государственной миграционной
политики наряду с ФМС России призваны
участвовать следующие
Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.
Миграционная политика учитывает основные положения Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации в 1998-2000 годах и Федеральной миграционной программы, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе»[21]. Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на нормах международного права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.[22]
3.
Проблемы и перспективы
развития миграционной
политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
В области регулирования миграций перед нашим государством стоит немало важных проблем, которые нужно решать. Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил. Дезинтеграционные процессы на рынке труда и существование локально замкнутых региональных рынков труда обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как уже в настоящее время в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Регионы, в которых ситуация на рынке труда благоприятна, нередко соседствуют с кризисными регионами. В целом, по оценкам экспертов, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.
Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.
Последнее
еще больше обостряет проблему повышения
территориальной мобильности
Таким образом,
перераспределение трудовых ресурсов
по территории страны с учетом потребностей
национальной экономики и интересов
национальной безопасности России является
необходимым условием для обеспечения
ее устойчивого социально-
Теоретически
механизмом такого перераспределения
населения должна выступать внутренняя
миграция населения, призванная сглаживать
существующие межрегиональные различия
и более эффективно задействовать
дефицитные трудовые ресурсы России.
Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских
рынков труда и жилья, административные
барьеры, недостаточная степень
развития финансового рынка приводят
к неэффективности рыночных механизмов
регулирования внутрироссийских миграционных
потоков. Как следствие, внутренняя
миграция сама по себе не может стать
реальным инструментом выравнивания межрегиональной
дифференциации уровней социально-
Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.[23]
Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.
В ряду наиболее значимых обстоятельств, обусловливающих такую ситуацию, выделяется слабое научное представление о сути миграции, ее природе и региональной специфике.
Миграция, ставшая в последнее время объектом исследований в рамках многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного объяснения.
Исследования данного феномена не имеют системной, комплексной основы, поскольку зажаты рамками дисциплины, в ключе которой ведется анализ.
Тенденции
миграционных процессов современности
указывают на необходимость перенесения
акцента в государственном
К качественным параметрам, характеризующим состояние мигрантов, относятся их ценности, установки и ожидания, мотивация и цели переселения, профессионализм, принадлежность к этнокультурной среде и социальному слою, уровень доходов и д.р.
В усложнившейся
модели современного российского общества
комплексный подход к регулированию
миграции заставляет рассматривать
мигранта в его взаимосвязях с
различными социальными группами, с
учетом его ценностно-потребностных
координат, во многом определяемых позициями
референтных групп, с ориентацией
на этнокультурную среду.[24]
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
Реальный
вклад государства в
Таким образом,
внутренние миграции (столь значимые
для социально-экономического развития
страны и представляющие привычный
объект управления в дореволюционной
России в советский период) практически
игнорируются без всякого логичного
объяснения такого подхода государства.
Это тем более не оправдано, учитывая,
что масштабы внутренних перемещений
населения значительно
Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур.
Отсутствует
эффективный государственный
Медленно
решаются долгосрочные проблемы многих
вынужденных мигрантов, которые
решили остаться в Российской Федерации.
Часто они сталкиваются с серьезными
проблемами в плане социальной защиты.
Не уделяется должного внимания решению
задач организованного
Продолжает
сокращаться позитивная, необходимая
для развития экономики социально-
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов Российской Федерации. [26]
Крупные города
и густонаселенные регионы
Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы