Современные методы оценки рабочих машин и оборудования
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:13, реферат
Краткое описание
Целью данной работы является изучение теоретических и методологических основ оценки стоимости машин оборудования и транспортных средств. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств, в том числе законодательная основа и цели оценки машин, оборудования и транспортных средств; факторы и принципы, на которых строится оценка стоимости данного вида имущества, виды оценочной стоимости.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы оценки машин оборудования и транспортных средств. 1.1 Машины, оборудование и транспортные средства как объекты оценки. Факторы и принципы, влияющие на формирование стоимости…………………………………………………………………………………………………………………………… 4 1.2 Понятие и виды оценочной стоимости………………………………………………………………………………………………………………………… 9 1.3 Нормативно-правовые и организационные основы оценки машин, оборудования и транспортных средств, цели оценки………………………………………………………………………………………………………………………………. 12 Глава 2. Методологические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств. 2.1 Основные подходы и методы, используемые при оценке машин, оборудования и транспортных средств……………………………………………………………………………………………………………………………… 13 2.2 Понятие и виды износа машин, оборудования и транспортных средств, методы определения различных видов износа………………………………………………………………………………………………………………………………. 22 2.3 Согласование результатов оценки, получаемых от разных подходов к оценке машин, оборудования и транспортных средств……………………………………………………………………………………………………………………………… 26 Заключение……………………………………………………………………………………………………………………… 28 Список литературы…………………………………………………………………………………………………………
Глава
1. Теоретические основы оценки машин оборудования
и транспортных средств.
1.1 Машины, оборудование
и транспортные средства как объекты оценки.
Факторы и принципы, влияющие на формирование
стоимости……………………………………………………………………………………………………………………………
4
1.2 Понятие и виды
оценочной стоимости…………………………………………………………………………………………………………………………
9
1.3 Нормативно-правовые
и организационные основы оценки машин,
оборудования и транспортных средств,
цели оценки……………………………………………………………………………………………………………………………….
12
Глава
2. Методологические основы оценки стоимости
машин, оборудования и транспортных средств.
2.1 Основные подходы
и методы, используемые при оценке машин,
оборудования и транспортных средств………………………………………………………………………………………………………………………………
13
2.2 Понятие и виды
износа машин, оборудования и транспортных
средств, методы определения различных
видов износа……………………………………………………………………………………………………………………………….
22
2.3 Согласование
результатов оценки, получаемых от разных
подходов к оценке машин, оборудования
и транспортных средств………………………………………………………………………………………………………………………………
26
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………
30
Введение
Процессы, происходящие
в российской экономике, привели к возрождению
и развитию оценочной деятельности, актуальность
и востребованность результатов которой
в условиях рынка неоспоримы. Оценка и
ее ключевая категория «стоимость» являются
комплексным показателем целесообразности,
полезности и значимости того или иного
результата какой-либо деятельности в
сфере рыночных отношений.
В условиях
рыночной экономики оценка машин, оборудования
и автотранспорта приобретает все большее
значение. Важность этого вида оценочной
деятельности обуславливается как расширением
сектора частной собственности, так и
необходимостью роста инвестиций.
Оценка машин,
оборудования и транспортных средств
включает в себя определение стоимости
практически всего спектра объектов движимого
имущества: станков, приборов, компьютеров,
автомобилей, технологических комплексов
и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники,
мебели, офисного оборудования, бытовых
предметов и прочих объектов, которые
относятся к движимому имуществу.
Целью данной
работы является изучение теоретических
и методологических основ оценки стоимости
машин оборудования и транспортных средств.
Данная работа
состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе
рассматриваются теоретические основы
оценки стоимости машин, оборудования
и транспортных средств, в том числе законодательная
основа и цели оценки машин, оборудования
и транспортных средств; факторы и принципы,
на которых строится оценка стоимости
данного вида имущества, виды оценочной
стоимости.
Во второй главе
раскрываются организационные основы
оценки, подходы и методы, используемые
при оценке машин, оборудования и транспортных
средств, сущность и виды износа, а также
согласование результатов оценки, получаемых
при разных подходах к оценке машин, оборудования
и транспортных средств.
Глава
1. Теоретические основы оценки стоимости
машин, оборудования и транспортных средств.
1.1.Машины, оборудование и транспортные
средства как объекты оценки. Факторы
и принципы, влияющие на формирование
стоимости.
Машины,
оборудование, транспортные средства – такой вид
имущества, которое может находиться в
собственности как физических, так и юридических
лиц. Для оценочной практики наиболее
характерно рассмотрение собственности,
принадлежащей юридическим лицам, а именно
предприятиям. [2].
Все имущество
предприятий подразделяется на движимое
и недвижимое. [2]
Согласно Гражданского
Кодекса РФ «Вещи, не относящиеся к недвижимости,
включая деньги и ценные бумаги, признаются
движимым имуществом» [ст.130]. К движимому
имуществу предприятий относятся, в том
числе машины, оборудование и транспортные
средства. Данное имущество представляет
собой совокупность материально-вещественных
ценностей, используемых в качестве средств
труда в натуральной форме в течение длительного
времени. [1]
Следует отметить,
что машины и оборудование характеризуются,
как правило, большим количеством различных
параметров и разнообразием номенклатуры.
В зависимости от функционального назначения
и технической принадлежности машины
и оборудование можно классифицировать
по группам: [2]
функционально
самостоятельные машины, агрегаты и установки;
технологические
комплексы, объединяющие несколько взаимосвязанных
технологических машин и вспомогательных
устройств, поточные и автоматические
линии, гибкие модули и т.д.;
машинный или
станочный парк предприятия в целом.
Производственные
машины, механизмы, оборудование и транспортные
средства подразделяются на основные,
т.е. занятые в производстве основной продукции
или выполнении услуг, и вспомогательные,
т.е. используемые на вспомогательных
и обслуживающих работах (оборудование
лабораторий, ремонтных подразделений,
технического контроля и т.д.). [2]
На машиностроительных
предприятиях машины, механизмы и оборудование,
а на автомобильных заводах транспортные
средства, которые там производятся и
хранятся до реализации как готовая продукция,
учитываются в составе оборотных средств.
[2]
Методика оценки
машин, оборудования и транспортных средств
тесно связана с методиками оценки недвижимого
имущества, но в то же время существенно
от них отличается. Если стоимость недвижимости
находится под влиянием факторов, вытекающих
земельной зависимости (география, местоположение,
окружающая инфраструктура, ценность
земельного участка и ближайших угодий
и др.), то при оценке машин и оборудования,
земельный или территориальный фактор
практически роли не играет, но в то же
время приобретает значение другой круг
факторов: техническое совершенство, надежность
и качество, степень изношенности, моральное
старение, марка изготовителя и т.д. [2]
При оценке
машин, оборудования и транспортных средств
важное место занимает проблема идентификации
объектов оценки. Оценщик машин, оборудования
и транспортных средств часто сталкивается
с трудностями разграничения, как единиц
оборудования, так и объектов, относящихся
к другим видам активов предприятия. Объекты
машин и оборудования должны быть отграничены
от объектов недвижимости. Однако встречаются
такие объекты, которые настолько прочно
связаны со зданием или сооружением, что
возможно их отнесение, как к недвижимости,
так и к оборудованию. Например, вентиляционные,
отопительные и осветительные системы
в зданиях представляют собой оборудование,
но относятся к недвижимости. Их стоимость
является составной частью стоимости
здания. Лифт в здании, его кабина, привод
и управление являются оборудованием,
а шахта лифта – сооружением и к оборудованию
не относится. [2]
При оценке
машин и оборудования исключительно важную
роль играет фактор износа. Земля не подвержена
износу, здания изнашиваются очень медленно.
В то время как износ машин, оборудования
и транспортных средств происходит сравнительно
интенсивно, поэтому оценщик часто имеет
дело с техникой, имеющей ту или иную степень
износа. [2]
На стоимость
машин, оборудования и транспортных средств
могут оказывать влияние такие нематериальные
активы, как товарный знак, изобретение,
ноу-хау и др., в то время как при оценке
недвижимости эти элементы роли не играют.
[2]
Рынок машин,
оборудования и транспортных средств
весьма подвижен в сравнении с рынком
недвижимости. Это вызвано систематическим
обновлением ассортимента продукции промышленно-технического
назначения и появлением новых образцов
взамен морально устаревших. [2]
Рынок машин,
оборудования и транспортных средств
очень структурирован. Каждая группа машин
имеет свой сектор товарного рынка, Для
многих видов машин, оборудования и транспортных
средств массового применения характерен
универсальный рынок (автомобили, строительная
техника, компьютеры, бытовая и офисная
техника, универсальные станки и др.). В
то же время рынок специальной и уникальной
техники в основном узконаправленный.
Значительная часть специального оборудования
изготавливается по индивидуальным заказам
и не имеет открытого рынка. [2]
Оценка стоимости
как наука базируется на ряде фундаментальных
положений экономической теории и других
смежных наук. Эти положения в форме неких
постулатов, которые обязательно должны
учитываться при оценке стоимости, называют
общеэкономическими принципами оценки.
Одними из первых данные принципы сформулировали
американские специалисты по оценке недвижимости
Дж. Фридман и Н. Ордуэй. Общеэкономические
принципы оценки в их содержательном аспекте
являются едиными для всех видов имущества,
но в то же время применительно к машинам,
оборудованию и транспортным средствам
их практическая интерпретация несколько
меняется в отличие, например, от недвижимости.
[2]
Принципы оценки
можно подразделить на следующие три группы:
[2]
1) принципы,
основанные на представлениях
владельца имущества;
2) принципы,
обусловленные факторами функционирования
объекта и его взаимодействия
с другими объектами имущества;
3) принципы,
связанные с рыночной средой.
Первая группа
включает принципы, основанные на представлениях
владельца имущества. Принцип полезности заключается
в том, что ключевым критерием стоимости
объекта является его полезность, т.е.
способность удовлетворять какие-то потребности
людей.Принцип замещения исходит из того,
что цена на объект, которую может предложить
покупатель, не превысит сложившиеся на
рынке цены на аналогичные по назначению
и потребительским свойствам объекты.
[2]
Принцип ожидания подчеркивает
готовность покупателя (инвестора) вложить
свои средства на приобретение или на
изготовление объекта в настоящее время,
ожидая получение доходов от владения
данным объектом в будущем. Данный принцип
дает возможность определить стоимость
объекта на текущий момент времени на
основе прогноза будущих доходов при эксплуатации
объекта и приемлемой для покупателя (инвестора)
норме доходности на вложенный капитал.
Вторая группа
включает принципы, обусловленные факторами
функционирования объекта и его взаимодействия
с другими объектами имущества. [2]
Принцип формирования
стоимости под влиянием факторов производства заключается
в следующем. Оцениваемый машинный комплекс,
с помощью которого производится какая-либо
продукция или выполняются какие-либо
работы, рассматривается как подсистема
в производственной системе предприятия,
доходность которой определяется четырьмя
факторами: землей, трудом, капиталом и
менеджментом. Чистый доход - результат
действия всех четырех факторов, и поэтому
на основе оценки дохода определяется
стоимость всей производственной системы.
Для оценки стоимости машинного комплекса
нужно либо установить его долю (вклад)
в формирование дохода всей системы, либо
применить метод остатка, т.е. искомая
стоимость комплекса получается вычитанием
из стоимости всей системы стоимости других
активов (недвижимости, земельного участка,
нематериальных активов и гудвилла). [2]
Принцип вклада применительно
к машинам и оборудованию состоит в том,
что оснащение объекта дополнительными
устройствами, расширяющими функциональные
возможности объекта, не приводит к росту
стоимости объекта на величину затрат
по приобретению и установке этих устройств.
Вклад дополнительных устройств, в прирост
стоимости объекта определяется тем, насколько
повышается доходность функционирования
объекта от применения этих устройств.
Например, если технологическую машину
оснастить роботом для автоматизации
вспомогательных операций, то стоимость
полученного технологического комплекса
будет определяться производительностью,
надежностью, экономичностью и другими
показателями, влияющими на доходность
его функционирования. Таким образом,
любые добавочные элементы к машине оправданы
тогда, когда получаемый прирост стоимости
машины превышает затраты на приобретение
этих элементов.
Принцип наилучшего
и наиболее эффективного использования требует
того, чтобы оценка стоимости объекта,
который может быть использован по-разному,
производилась при условии его наилучшего
и наиболее эффективного использования.
В третью группу
входят принципы, непосредственно связанные
с рыночной средой. [2]
Принцип соответствия
объекта требованиям рынка. Один и тот
же объект разными категориями покупателей
(инвесторов) оценивается по-разному. Например,
если в некотором регионе имеется много
промышленных предприятий, то на местном
региональном рынке будет повышенный
спрос на станки, пресса и другие технологические
машины, соответственно и цены на это оборудование
будут не низкими. В силу данного принципа
обязательным элементом процедуры оценки
должен быть анализ рынка, установление
соответствия оцениваемого объекта запросам
рынка.