Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, определим задачи исследования:
1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;
2 изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;
3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты 6
2 Структура внешней торговли Республики Беларусь 13
3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь 22
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложение А Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность 33

Файлы: 1 файл

внешняя торговля РБ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

Можно выделить некоторые отрасли, которые имеют  свои конкретные пути улучшения. Например, очевидно, что на фоне определенных успехов в функционировании сельскохозяйственной отрасли республики, и в частности, в производстве продукции растениеводства, имеются проблемы. Для их решения, в стратегическом плане необходимо форсировать структурное реформирование села. В ближайшем будущем, наряду с комплексным развитием отрасли, поддержкой частного сектора, первостепенное внимание следует уделять развитию экспортноориентированных производств. В первую очередь это относится к производству продукции животноводства и реализации на внешних рынках продуктов его переработки. Для устойчивой эффективной работы предприятий пищевой промышленности необходимо обеспечить рост производительности труда и расширение рынков сбыта. Эти задачи невозможно решить без сертификации производств, привлечения инвестиционных ресурсов на ускорение технического прогресса, обновления технологий, увеличение доли инновационной продукции, снижение ее материалоемкости.

Для выполнения мероприятий по развитию туризма  требуется активизация деятельности по привлечению в эту сферу частного бизнеса, максимальному использованию туристического потенциала Беларуси, в особенности имеющихся в республике санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Необходимо  сделать принципиально важный вывод: если не предпринять результативные меры по ликвидации энергетической зависимости внешней торговли, она обречена на административное регулирование. Опыт социалистического строительства свидетельствует о том, что обеспечить непрерывную адаптацию производства к запросам рынка (потребителей) административными методами невозможно, поэтому рассчитывать на необходимую эффективность таких внешнеторговых связей вряд ли приходится.

Для формирования рыночных условий и конкурентной среды во внешнем секторе экономики целесообразно:

  • активировать поиск региональных рынков с платежеспособным спросом на нефтепродукты, повысить эффективность маркетинга для их реализации в странах Западной Европы;
  • в полной мере использовать возможности увеличения экспорта инвестиционных товаров в страны СНГ, особенно в Россию, и развивающиеся государства;
  • диверсифицировать импорт комплектующих изделий, сырья и материалов, на этой основе повысить качество и конкурентоспособность экспортируемой продукции, не снижая цены, удержать рынок России – основного торгового партнера Республики Беларусь;
  • создавать международные совместные предприятия с участием белорусской стороны, основная цель которых – передача технологий.

Также можно  привести 10 доказательств того, что  свободная торговля может гарантировать благополучное будущее Беларуси.

Беларусь –  малая открытая экономика. Экономическая  наука однозначно заявляет, что нам  выгодны четыре базовые экономические  свободы (перемещение товаров, услуг, денег и людей) и адаптация  стандартов крупных торговых партнеров и международных организаций.

Мы не владеем  ни одной передовой, прорывной технологией, не имеем материальной и научной  базы для их развития, не являемся источниками  стандартов на товарных, научных рынках или сфере услуг. Единственный способ их получить и использовать весь наш внутренний потенциал – торговать со всем миром.

У нас нет  природных ресурсов, в том числе  энергетических, чтобы даже пробовать  создать автаркическую, закрытую модель. Только торговля может обеспечить нас  доступом к необходимым ресурсам.

У нас нет  емкого, богатого внутреннего рынка. Чтобы набрать силу и вес в  экономике, нужно ориентироваться, в первую очередь, на внешние рынки. Свободная торговля – палочка-выручалочка  для конкурентного белорусского бизнеса.

Беларусь остро  нуждается в модернизации и замене производственных технологий. Поскольку своих нет, надо покупать за границей. Еще лучше – создать условия для тех, кто за свой счет привезет в страну hi-tech и разовьет его в Беларуси.

Свободная торговля является мощным катализатором обновления, ликвидации старых, затратных методов управления экономикой и бизнесом.

Беларусь богата лесами, озерами, удобрениями и инфраструктурой. С месторасположением нам тоже повезло. Города безопасны и приятны. Использовать наши сравнительные преимущества, в том числе туристический потенциал, можно только через интеграцию в региональную и мировую систему разделения труда. Свободная торговля – базовый принцип взаимодействия Беларуси и мира.

Без современного образования и генерации знаний конкурентную экономику не создашь. Белорусская наука и образование стагнируют. Путь к модернизации – интеграция образовательных, научных и исследовательских центров Беларуси с европейскими и мировыми. Это возможно только при соблюдении принципов свободной торговли. В данном случае речь идет об обмене информацией, технологиями, студентами и учеными.

Транснациональные корпорации – основные источники  капитала, технологий и опыта управления. Они гарантируют доступ к товарным сетям мира. Они будут заинтересованы в размещении производств (заказов) в Беларуси, только если мы будем работать в режиме свободной торговли со всеми соседями, ЕС и США.

Белорусская культура, ценностные установки, характер отношений "человек-человек", "человек-государство" требуют модернизации. Гражданское общество, институты государства будут адаптироваться к требованиям глобального рынка гораздо быстрее, если будет гарантирована свобода перемещения товаров, услуг, денег и людей. Изоляционизм тянет в прошлое. Открытость гарантирует благополучное будущее.

Итак, специфика прошлого развития белорусской экономики определила ее роль в системе международной торговли как экспортера готовой продукции. В то же время необходимость обеспечения экспортных мощностей и отсутствие многих полезных ископаемых, не позволяющие республике самостоятельно создать необходимую ресурсную базу, обуславливают высокую потребность республики в импортной продукции. Беларусь имеет устоявшуюся производственную структуру, в составе которой преобладает энергоемкие и ресурсозатратные отрасли: машиностроение, металлообработка, нефтепереработка и т.д. Безусловно, частично отрицательное сальдо внешней торговли товарами (а оно на сегодняшний день является одной из основных проблем внешнеэкономической деятельности страны) может быть сокращено за счет оптимизации импорта (речь идет не о простом его сокращении, а о том, что импортировать нужно только те товары, которые жизненно необходимы Беларуси, т.е. энергоресурсы, сырье, комплектующие, не производящиеся в республике потребительские и инвестиционные товары). Но, учитывая, что возможности сокращения импорта страны ограничены, в целях уменьшения отрицательного сальдо торгового баланса усилия должны быть направлены на увеличение экспорта.

Привлечение инвестиций в промышленность, а вместе с ними новых технологий остается крайне актуальной задачей, особенно на фоне ее решения в соседних странах. Речь идет не просто о модернизации производства, а в первую очередь об инновационном пути развития, техническом и технологическом перевооружении производства.

Также назревает  настоятельная необходимость организовать сотрудничество с высокоразвитыми  зарубежными компаниями, чтобы они  организовали собственное производство на территории Беларуси или вступили в кооперационные связи с белорусскими субъектами хозяйствования с целью их реконструкции, повышения научно-технического и технологического уровня производства и выпускаемой продукции. Это позволит расширить внешнеэкономические возможности отечественных субъектов хозяйствования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Выделяют политику свободной торговли и политику протекционизм, которые различаются по своим целям, задачам, инструментам.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Стратегически важной целью для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового  потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Республика  Беларусь располагает достаточно большим  внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей - 40 %, фотоаппаратов - 30 %, тракторов - 20 %, минеральных удобрений - 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства).

Республика  Беларусь имеет экспортно-импортные  связи более чем со 180 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США.

Наибольшая  доля в общем объеме экспорта принадлежит  транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики.

В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность  продукции, устанавливаемые жесткие  ценовые параметры и антидемпинговые  санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.

В целом процесс  интеграции Белоруссии в мировую  экономику в основном связан с  межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно.

При всей важности и необходимости выхода Беларуси на международные финансовые рынки следует отметить, что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить, прежде всего, дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 №347-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - №193. - 2/1096.
  2. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №346-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - №193. - 2/1095.
  3. Аль-Асвади Митак Салех Мухаммед. Оценка емкости рынков закупок нефти и объемов продаж белорусских нефтепродуктов / Аль-Асвади Митак Салех Мухаммед // Труды Минского института управления. – 2008. - №2. – С. 101-104.
  4. Бусько, В.Н. Внешняя торговля в экономической мысли Беларуси в начале ХХ века // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. - № 6. - с.70.
  5. Винод, Т. Внешнеторговая политика: опыт реформ / Т. Винод, Д. Нэш. М.: ИНФРА-М, 2006 г.
  6. Волосатов, В.В. Проблемы вступления Республики Беларусь во Всемирную Торговую Организацию / В.В. Волосатов, Л.С. Жабко // Белорусский экономический журнал. - 2009. - №2. - с.16-27.
  7. Внешняя торговля Беларуси: состояние, проблемы, перспективы: Монография / С. Булко, И.А. Михайлова - Станюта, И.М. Абрамов и др.; ред. П.Г. Никитенко. - Минск: НО ООО "БИП-С", 2008. - 100с.
  8. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. – Минск: 2010. - 69 с.
  9. Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.export.by. – Дата доступа: 20.04.2010.
  10. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-декабрь 2009 года: стат. сб. / Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. - 2010. - № 1. - с. 219.
  11. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за 2010 год: стат. сб. / Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. - 2011. - № 1. - с.206.
  12. Заико, Л. Национальный рынок: где источники роста / Л. Заико // Национальная экономическая газета. – 2009. - № 9.
  13. Ковалев, М. Итоги первого года выполнения плана национальной экспортной программы / М. Ковалев // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2009. - №6. – с.14-19
  14. Костенко, В. Внешняя торговля Республики Беларусь: резервы оптимизации / В. Костенко // Директор. - 2007. - №7. - С. 8-11.
  15. Кожухов, Н.И., Основы внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Н.И. Кожухов, А.Э. Клейнхоф, Л.И. Кожухова. - М.: МГИУ, 2006. -140 с.
  16. Ломакин, В.К. Мировая экономика / В.К. Ломакин. - М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 334с.
  17. Малинин, А.С. Современная структура внешнеторговых связей: тенденция развития и направления совершенствования в Республике Беларусь/ А.С. Малинин // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. - №3. – С. 4-16.
  18. Михолап, С.В. Приоритеты внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь / С.В. Михолап // Труды Минского института управления. – 2010. - №1. – С.156-159.
  19. Моторина, О.И. Совершенствование механизма стимулирования экспорта Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта / О.И. Моторина // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. - №3. – С. 17-25.
  20. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Рэспублика, 2010. № 269, с. 5-10.
  21. Попкова, А.С. Анализ экспортно-импортных торговых потоков Республики Беларусь / А.С. Попкова // Веснỉк ГрДУ. Сер. 5, Эканомỉка. – 2009. - №1. – С. 41-47.
  22. Развитие и конкурентоспособность отраслей экономики // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – № 2. – C. 40-67.
  23. Румянцев, В.А. Структура внешней торговли Беларуси в аспекте внешнеэкономической безопасности / В.А. Румянцев// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №9. – С. 58-68.
  24. Соркин, С.Л. Алгоритм исследования и методологический инструментарий оценки внешнеторговых связей региона / С.Л. Соркин // Веснỉк ГрДУ. Сер. 5, Эканомỉка. – 2009. - №1. – С. 66-70.
  25. Сабельников, Л. Основные международные конвенции соглашения и другие акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность / М. Хвостов // 3акон. 2008. - № 12. - с. 8-10.
  26. Хвостов, М. Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе / М. Хвостов // Экспорт & Импорт. - 2002. - №3.
  27. Холопов, А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли / А. Хлопов // МЭиМО. 2007. - № 12.
  28. Щебарова, Н.Н. Внешнеторговая политика / Н.Н. Щебаров. - М: Международные отношения, 2003. - 256 с.
  29. Шихневич, А.Ю. Беларусь в Европейской и мировой торговле / А.Ю. Шихневич // Информ. Бюллетень. Администрации Президента РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ. – 2007. - №11. – С. 61-75.
  30. Яровая, Н.П. Организация внешнеторговой деятельности: пособие / Н.П. Яровая [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 209 с.

Информация о работе Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь