Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, определим задачи исследования:
1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;
2 изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;
3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты 6
2 Структура внешней торговли Республики Беларусь 13
3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь 22
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложение А Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность 33

Файлы: 1 файл

внешняя торговля РБ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

Средний уровень  тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товара, на которые она накладывается.

Средний уровень  нетарифных ограничений обычно рассчитывается как стоимостная доля импорта  или экспорта, подпадающая под  эти ограничения. При этом делается поправка на степень интенсивности  этих ограничений: например, очевидно, что автоматическая  лицензия на экспорт, обязательно выдаваемая властями по предъявлении необходимых документов, ограничивает экспорт в значительно меньшей степени, нежели экспортная квота, запрещающая экспортировать товар сверх определенных количеств. Высокоинтенсивными количественными ограничениями считаются всевозможные запреты на экспорт и импорт товаров, количественные квоты, выборочное лицензирование экспорта и импорта. К низко интенсивным количественным ограничениям относится автоматическое лицензирование, гибкие квоты [1].

Существует  два основных направления внешнеторговой политики:

- политика свободной  торговли;

- протекционизм. 

Политика свободной  торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась [19].

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной  конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая  политика предполагает, что любой  импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем. Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции [2].

Государства, проводя  протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и  той же цели могут быть применены  различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной  внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или  импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Таким образом, инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Практическое  осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами одного государства  с другими странами характеризуется  как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она  включает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.

Объем внешней  торговли страны представляет собой  сумму оборотов по экспорту и импорту.

Экспорт - продажа  и вывоз товаров за границу  для передачи их в собственность  иностранному контрагенту.

Импорт - закупка  и ввоз иностранных товаров для  последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.

Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.

Определяющей  целью развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Достижение этих целей в современных условиях невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные, правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам.

Экспортная  политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет  на внешних рынках следует отдавать развитым странам, так как они  обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.

Целесообразно постоянное обновление структуры экспорта и продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой.

Экспорт, являясь  мощным стимулирующим фактором экономического роста, играет роль локомотива в развитии промышленного производства, технологий, рынка создаваемых товаров и услуг, повышении в ВВП доли продукции высокой степени переработки, отвечающей международному уровню и спросу, а также позволяет преодолеть кризисные явления в деятельности предприятий, способствует поддержанию производства и занятости [8, с.17].

Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые  невозможно или нецелесообразно  производить в стране.

Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение импорта и достижение экспортно-импортной сбалансированности.

Итак, внешнеторговая деятельность является одним из основных элементов международных экономических отношений и подвергается воздействию негативных факторов и угроз, создает противоречия между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранных партнеров [11, с.58].

 

 

 

 

 

 

2 Структура внешней торговли Республики Беларусь

 

 

Республика Беларусь является страной  с малой открытой экономикой, которая поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 180 государствами. В связи с этим развитие внешнеэкономической деятельности в Республике является одним из ключевых факторов экономического роста. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений [3].

Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность отражены в приложении А.

Ниже приведены две таблицы  географической структуры экспорта (таблица 2.1) и импорта (таблица 2.2) за 2010 год.

Таблица 2.1 - Географическая структура экспорта продукции в 2010 году

 

2010 год, млн. долл. США

В % к 2009 года

В % к общему объему экспорта

Россия

10002,8

124,3

32,0

Нидерланды

5266,1

139,5

16,8

Украина

2718,0

212,2

8,7

Германия

767,1

118,4

2,5

Польша

1743,0

161,1

5,6

Литва

2080,8

239,5

6,7

Китай

525,0

117,8

1,7

Великобритания

1382,9

97,8

4,4

Бразилия

1073,2

в 3,4 раза

3,4

Италия

311,3

181,3

1,0

Латвия

США

Франция

Казахстан

Бельгия

586,5

139,2

75,1

338,3

178,6

110,9

40,9

104,5

100,2

190,1

1,9

0,4

0,2

1,1

0,6

Всего

31256,0

143,4

100


Примечание - Источник: [3].

 

В аспекте расширения географии  экспортно-импортных операций необходимо отметить, что количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению. Если в 2000 г. Беларусь торговала со 130, то в 2010 г. со 154 государствами. Увеличилось число стран, импортирующих из республики (со 123 до 134), экспортирующих в страну (со 119 до 140). Однако анализ статистических данных показывает, что наряду с ростом количества торговых партнеров имеет место такой факт: в 2010 г. Беларусь вывозила 54,3% товаров только в две страны – Россию (36,5%) и Нидерланды (17,8%). Удельный вес 11 основных стран-партнеров республики, как в экспорте, так и в импорте превышает 85%. При этом их доля на протяжении всего анализируемого периода оставалась практически неизменной [11, с. 66].

 

Таблица 2.2 - Географическая структура импорта продукции за 2010 год

 

2010 года, млн. долл. США

В % к 2009 года

В % к общему объему импорта

Россия

22270,8

146,0

60,7

Нидерланды

333,6

148,5

0,9

Украина

1983,1

142,9

5,4

Германия

2517,1

129,9

6,9

Польша

1051,9

144,3

2,9

Литва

126,9

114,2

0,3

Китай

1280,5

182,7

3,5

Великобритания

246,0

147,5

0,7

Бразилия

138,7

151,2

0,4

Италия

754,9

136,6

2,1

Латвия

США

Франция

Казахстан

Бельгия

212,7

483,6

509,7

165,1

255,7

130,6

134,4

163,9

120,3

147,2

0,6

1,3

1,4

0,5

0,7

Всего

36678,4

144,1

100

Информация о работе Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь