Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, определим задачи исследования:
1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;
2 изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;
3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты 6
2 Структура внешней торговли Республики Беларусь 13
3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь 22
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложение А Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность 33

Файлы: 1 файл

внешняя торговля РБ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 4 табл., 30 источников, 1 прил.

 

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

 

Объект исследования: внешнеторговая политика.

Предмет исследования: тенденции во внешнеторговой политике Республики Беларусь.

Цель работы: на основе анализа внешнеторговой политики разработать направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь.

Методы  исследования: системный подход, анализ и синтез.

Исследования и разработки: изучена внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты; структура внешней торговли Республики Беларусь; отражены направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Элементы  научной новизны: определены приоритеты сотрудничества Беларуси с КНР.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Мировая экономика».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                      

                                                      

 

 


                                                                                     (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в  мировую экономику. Активизация  участия страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов  должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономики и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных  связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации  в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая  политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего  государства на мировом рынке  и одновременно на защиту внутреннего  рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 180 странами мира.

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы.

Объектом исследования является внешнеторговая политика.

Предметом исследования являются тенденции во внешнеторговой политике Республики Беларусь.

Таким образом, целью курсовой работы является на основе анализа внешнеторговой политики разработать направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь.

Исходя из цели, определим задачи исследования:

1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;

2 изучить структуру внешней  торговли Республики Беларусь;

3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Методы исследования: системный  подход, анализ и синтез.

Курсовая работа написана на основе анализа книг таких авторов, как Бусько В.Н., Ковалев М., Малинин А.С., Соркин С.Л. и др.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В перовой главе рассмотрена внешнеторговую политика: сущность, виды и основные инструменты.

Во второй изучена структура внешней торговли Республики Беларусь.

В третьей главе исследованы направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

 

1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты

 

 

В условиях научно-технической  революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие в Западной Европе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, трудовых ресурсов, с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства [5, c. 132].

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет  две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение  степени и способа включения  данной страны в международное  разделение труда;

- изменение  объемов экспорта и импорта;

- изменение  структуры внешней торговли;

- обеспечение  страны необходимыми ресурсами  (сырьем, энергией и т.д.);

- изменение  соотношения экспортных и импортных цен [12, с.14].

При этом следует  отметить, что внешнеторговая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции  следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление противоречий внутри страны, адаптация к новому экономическому механизму, к чужеродной неорганичной для данного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики.

Таким образом, под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства  на торговые отношения с другими  странами. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Выделяют политику свободной торговли и политику протекционизм, которые различаются по своим целям, задачам, инструментам.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 - Классификация инструментов торговой политики

Методы

Инструменты торговой политики

Объект регулирования

Тарифные

Таможенные  пошлины

Тарифная квота

 

Импорт

Импорт

Н

е

т

а

р

и

ф

н

ы

е

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольное ограничение»

 

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

Скрытые

Государственные закупки

Требование  о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и  сборы

 

Импорт

 

Импорт

Импорт

Импорт

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

Экспорт

Экспорт

Экспорт

 

Примечание - Источник: [17].

 

Основная задача государства в области международной  торговли - помочь экспортерам вывезти  как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными  на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта [17].

Одним из распространенных методов экономического регулирования  внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое  предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки  в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного  обложения товаров, виды тарифов  и пошлин, причины установления и  взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и  объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, ГАТТ/ВТО), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о  таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.

В дополнение к  тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличии от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

Нетарифные  ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного  характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Среди нетарифных ограничений выделяют количественные ограничения - административная форма  нетарифного государственного регулирования  торгового оборота, выделяющего  количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные  ограничения могут применяться  по решению правительства одной  страны или на основе международных  соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наряду с  количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные  барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных  компонентов и т.д. [18, c. 209].

Различные страны мира используют разные инструменты для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь весьма приблизительно.

Информация о работе Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь