Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа
Исходя из цели, определим задачи исследования:
1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;
2 изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;
3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.
Введение 4
1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты 6
2 Структура внешней торговли Республики Беларусь 13
3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь 22
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложение А Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность 33
Итак, номенклатура экспортной продукции характеризуется разнообразием и насчитывает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров республики относятся калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, прокат стали, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, металлокорд, капролактам, мебель, холодильники и морозильники, древесина и изделия из нее, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.
Импорт представлен, в основном, энергоресурсами (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газы, электроэнергия) и сырьем, материалами и комплектующими (металлы и изделия из них; сырье для химических производств; части машин, оборудования и транспортных средств).
Торговля энергетическими и сырьевыми товарами – основной источник формирования отрицательного сальдо страны.
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами частично компенсируется положительным результатом торговли услугами.
Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.
Также к основным экспортным позициям
относятся туристические
Основной торговый партнер – ЕС. На его долю приходится около половины экспортируемых услуг. Еще четверть приходится на Российскую Федерацию.
Итак, экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Открытость экономики республики характеризуется числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.
Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь - страны-соседи. Прежде всего, Россия - не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.
Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь - партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.
Беларусь придает
большое значение развитию интеграционных
образований на постсоветском пространстве,
прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это
наиболее динамично развивающиеся
организации с большой
Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях - от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.
Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.
Приоритетное место во внешней политики Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита наших интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко и полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, ее вклад в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.
Беларусь и далее будет стремиться к усилению европейского вектора сотрудничества. В этом направлении Беларусью делаются конкретные шаги: и либерализация экономики страны, и активизация торгово-экономических, политических, культурных и других направлений сотрудничества как с отдельными государствами Евросоюза, так и с Евросоюзом в целом.
В заключение нужно
отметить, что налаживание
Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ.
В рамках таможенного союза наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.
Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.
В последние годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.
Китай не занимает первое место среди торговых партнёров Беларуси, однако отношения с КНР развиваются наиболее динамично. Китай является стратегическим партнёром Беларуси в сфере торговли, экономики, науки и новых технологий.
Для Китая белорусский рынок является окном в Европу, поэтому они заинтересованы в совместных проектах, в инвестициях в Беларуси. Для белорусской экономики связи с Китаем имеют большое значение, так как помогает стране не только в экономическом развитии, а также в научных исследованиях, разработке новых технологий. Имеются также общие цели, к которым стремятся Китай и Беларусь, и которые эти два государства совместно реализуют. К общим целям взаимного сотрудничества относятся: повышение экономической эффективности производства, повышение конкурентоспособности товаров, увеличение объёмов внешней торговли, содействие в решении социальных проблем, влияние на международную репутацию.
Казалось бы, что развитие совместного сотрудничества Китая и Беларуси уже вышло на достаточно высокий уровень, но оказалось, что это не предел. С 2010 года сотрудничество Беларуси и Китая вышло на новый уровень. С начала 2010 года между двумя государствами был подписан пакет документов по реализации проектов на 3,5 млд. дол. США, был подписан также ряд кредитных соглашений, коммерческих контрактов, соглашений по реализации проектов в сферах энергетики, промышленности, строительства, дорожно-транспортной инфраструктуры.
Республика продолжает также активное сотрудничество с китайскими организациями в разных направлениях. Например, уже много лет Беларусь активно сотрудничает с Эксимбанк КНР, с которым подписано значительное количество соглашений по финансированию приоритетных инвестиционных проектов, кредитных соглашений, будут финансированы проекты по созданию интеллектуальной транспортной системы Минска, электрификация участков железных дорог в Гомельской и Могилёвской областях.
При помощи китайского капитала будут построены заводы на территории Беларуси: завод по производству сульфатной беленой целлюлозы, завод индустриального домостроительства, завод кальцинированной соды. Был подписан договор с ООО «Пекин Юниконстракшн Групп» о реализации проекта по строительству в Минске гостиничного комплекса «Пекин». Китай сфинансирует реконструкцию аэропорта в Минске, будет построена новая дополнительная полоса, которая сможет принимать более крупные самолёты. Благодаря реконструкции аэропорта Беларусь сможет увеличить объёмы транзита. При помощи китайских инвестиций производится модернизация энергетической системы, промышленных предприятий.
В прошлом году
в Китае в городе Чанчунь был
открыт Белорусско-Китайский
Объёмы взаимной торговли растут, увеличиваются объёмы в сотрудничестве в сфере инвестиций, кредитно-финансовом секторе. Для Китая и Беларуси взаимное сотрудничество имеет огромное значения, и два государства продолжают активно развивать совместные проекты.
Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы разработана в развитие основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности.
При разработке Национальной программы учитывались опыт разработки и реализации предыдущих программ развития экспорта на 2000–2005 и 2006–2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.
Национальная
программа разработана МИД
и НАН Беларуси совместно с
другими республиканскими орган
Вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли Республики Беларусь приобрели исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития, поскольку внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. При этом положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обусловливая такие базовые параметры экономической безопасности страны, как официальные золотовалютные резервы, валовый и государственный внешний долг, обменный курс национальной валюты, доходы государственного бюджета.
Одной из задач Национальной программы развития экспорта является обеспечение установленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.
Основными механизмами реализации Национальной программы являются формирование благоприятной институциональной среды, совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой, реализация инновационной стратегии развития экспорта, а также рациональное импортозамещение.
Результатами реализации Национальной программы должны стать увеличение экспорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18–2,22 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 0,5–0,6 % к ВВП. Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта планируется довести до 14–15 процентов, долю услуг — не менее чем до 20 процентов, долю продукции машиностроения — до 20,3 процента. Также ставится задача нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2,2 раза, фармацевтической продукции — в 4 раза. В Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2010 г. Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг.
Анализ географической структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.