Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, определим задачи исследования:
1 рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;
2 изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;
3 исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты 6
2 Структура внешней торговли Республики Беларусь 13
3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь 22
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложение А Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность 33

Файлы: 1 файл

внешняя торговля РБ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

Итак, номенклатура экспортной продукции характеризуется разнообразием и насчитывает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров республики относятся калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, прокат стали, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, металлокорд, капролактам, мебель, холодильники и морозильники, древесина и изделия из нее, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

Импорт представлен, в основном, энергоресурсами (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газы, электроэнергия) и сырьем, материалами и комплектующими (металлы и изделия из них; сырье для химических производств; части машин, оборудования и транспортных средств).

Торговля энергетическими и  сырьевыми товарами – основной источник формирования отрицательного сальдо страны.

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами частично компенсируется положительным  результатом торговли услугами.

Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.

Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти  сферы услуг республики активно  развиваются и имеют существенный потенциал для роста.

Основной торговый партнер –  ЕС. На его долю приходится около  половины экспортируемых услуг. Еще  четверть приходится на Российскую Федерацию.

Итак, экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик  внешнеторговая  квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и  внешнеторговой   политики  для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

3 Направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь

 

 

Открытость  экономики республики характеризуется  числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.

Главный приоритет  внешней политики Республики Беларусь - страны-соседи. Прежде всего, Россия - не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки  Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет  стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет  на данном направлении внешней политики Республики Беларусь - партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных  после развала СССР связей во имя  успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.

Беларусь придает  большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это  наиболее динамично развивающиеся  организации с большой перспективой.

Активное участие  Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях - от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

Как неотъемлемая часть европейского континента и  сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

Приоритетное  место во внешней политики Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита наших интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко и полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, ее вклад в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

Беларусь и  далее будет стремиться к усилению европейского вектора сотрудничества. В этом направлении Беларусью  делаются конкретные шаги: и либерализация  экономики страны, и активизация торгово-экономических, политических, культурных и других направлений сотрудничества как с отдельными государствами Евросоюза, так и с Евросоюзом в целом.

В заключение нужно  отметить, что налаживание конструктивного  и тесного сотрудничества Беларуси  со странами Европы, с Евросоюзом в целом ни в коем разе не идет в разрез и в ущерб уже сложившимся связям с Россией и странами СНГ.

Динамично развиваются  торговые отношения с Украиной. После  Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ.

В рамках таможенного  союза наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с  Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.

Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.

В последние  годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.

Китай не занимает первое место среди  торговых   партнёров   Беларуси, однако отношения с КНР развиваются наиболее динамично. Китай является стратегическим  партнёром   Беларуси  в сфере торговли, экономики, науки и  новых  технологий.

Для Китая белорусский рынок является окном в Европу, поэтому они заинтересованы в совместных проектах, в инвестициях в  Беларуси. Для белорусской экономики связи с Китаем имеют большое значение, так как помогает стране не только в экономическом развитии, а также в научных исследованиях, разработке  новых  технологий. Имеются также общие цели, к которым стремятся Китай и  Беларусь, и которые эти два государства совместно реализуют. К общим целям взаимного сотрудничества относятся: повышение экономической эффективности производства, повышение конкурентоспособности товаров, увеличение объёмов внешней торговли, содействие в решении социальных проблем, влияние на международную репутацию.

Казалось бы, что развитие совместного сотрудничества Китая и  Беларуси  уже вышло на достаточно высокий уровень, но оказалось, что это не предел. С 2010 года сотрудничество  Беларуси  и Китая вышло на  новый  уровень. С начала 2010 года между двумя государствами был подписан пакет документов по реализации проектов на 3,5 млд. дол. США, был подписан также ряд кредитных соглашений, коммерческих контрактов, соглашений по реализации проектов в сферах энергетики, промышленности, строительства, дорожно-транспортной инфраструктуры.

Республика  продолжает также активное сотрудничество с китайскими организациями в  разных направлениях. Например, уже много лет  Беларусь  активно сотрудничает с Эксимбанк КНР, с которым подписано значительное количество соглашений по финансированию приоритетных инвестиционных проектов, кредитных соглашений, будут финансированы проекты по созданию интеллектуальной транспортной системы Минска, электрификация участков железных дорог в Гомельской и Могилёвской областях.

При помощи китайского капитала будут построены заводы на территории  Беларуси: завод по производству сульфатной беленой целлюлозы, завод индустриального домостроительства, завод кальцинированной соды. Был подписан договор с ООО «Пекин Юниконстракшн Групп» о реализации проекта по строительству в Минске гостиничного комплекса «Пекин». Китай сфинансирует реконструкцию аэропорта в Минске, будет построена  новая  дополнительная полоса, которая сможет принимать более крупные самолёты. Благодаря реконструкции аэропорта  Беларусь  сможет увеличить объёмы транзита. При помощи китайских инвестиций производится модернизация энергетической системы, промышленных предприятий.

В прошлом году в Китае в городе Чанчунь был  открыт Белорусско-Китайский технопарк, в котором действуют 15 предприятий, имеющих связи с белорусскими организациями. С недавнего времени в совместном технопарке работает совместное предприятие по производству медицинской лазерной техники. Планируется в парке создание завода по производству электродвигателей. В технопарке разрабатываются электронные, лазерные технологии, агропромышленные, биотехнологии. Проводятся также переговоры с китайской корпорацией авиационной промышленности по вопросу двустороннего сотрудничество. Руководство корпорации объявило о готовности сотрудничать с Республикой Беларусь.

Объёмы взаимной торговли растут, увеличиваются объёмы в сотрудничестве в сфере инвестиций, кредитно-финансовом секторе. Для Китая  и Беларуси взаимное сотрудничество имеет огромное значения, и два  государства продолжают активно  развивать совместные проекты.

Национальная   программа   развития   экспорта  Республики Беларусь на 2011–2015 годы разработана  в  развитие  основных положений  Программы  социально-экономического  развития  Республики Беларусь на 2011–2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности.

При разработке  Национальной   программы  учитывались  опыт разработки и реализации предыдущих  программ   развития   экспорта  на 2000–2005 и 2006–2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.

 Национальная   программа  разработана МИД  и НАН Беларуси совместно с  другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом. Научные исследования, необходимые для разработки  Национальной   программы, проведены Институтом экономики и Центром стратегических исследований и системного анализа НАН Беларуси при участии специалистов  Национального  банка, НИЭИ Минэкономики, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, других научных организаций и учреждений.

Вопросы  развития  экспортного потенциала и обеспечения  сбалансированности внешней торговли Республики Беларусь приобрели исключительную значимость на современном этапе  социально-экономического  развития, поскольку внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. При этом положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обусловливая такие базовые параметры экономической безопасности страны, как официальные золотовалютные резервы, валовый и государственный внешний долг, обменный курс  национальной  валюты, доходы государственного бюджета.

Одной из задач  Национальной   программы   развития   экспорта  является обеспечение установленных в  Программе  социально-экономического  развития  Республики Беларусь на 2011–2015 годы целевых параметров роста объемов  экспорта  товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Основными механизмами  реализации  Национальной   программы  являются формирование благоприятной институциональной среды, совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой, реализация инновационной стратегии развития   экспорта, а также рациональное импортозамещение.

Результатами  реализации  Национальной   программы  должны стать увеличение  экспорта  товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18–2,22 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 0,5–0,6 % к ВВП. Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме  экспорта  планируется довести до 14–15 процентов, долю услуг — не менее чем до 20 процентов, долю продукции машиностроения — до 20,3 процента. Также ставится задача нарастить  экспорт  сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2,2 раза, фармацевтической продукции — в 4 раза. В Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2010 г. Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг.

Анализ географической структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.

Информация о работе Совершенствование товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь