Совершенствование системы управления государственным долгом и бюджетным дефицитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является выявление проблем государственным долгом и бюджетного дефицита в современных экономических системах.
Основными задачами курсовой работы:
– рассмотрение теоретических основ государственного долга и бюджетного дефицита;
– анализ и выявление проблем государственного долга и бюджетного дефицита;
– определить совершенствование системы управления государственным долгом.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита 5
1.2 Государственный долг, как следствие бюджетного
дефицита 11
2 Анализ и выявление проблем государственного долга и
бюджетного дефицита в современных экономических системах 13
2.1 Проблемы по управлению государственным долгом 13
2.2 Оценка системы и механизм регулирования государственного долга 15
3 Совершенствование системы управления государственным
долгом и бюджетным дефицитом 25
3.1 Зарубежный опыт по ограничению бюджетного дефицита 25
3.2 Основные направления совершенствования процесса
управления государственным долгом в России 75
Заключение 27
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Гос. долг.Управление и структура.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.

Всего за 2011 - 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения  государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

 Государственный   долг  Российской Федерации при  этом увеличится с 11,8 % ВВП в2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Таблица 1 - Динамика объема и структуры  государственного   долга  Российской Федерации в 2009 -2013 годах

Показатель

 На 1 января 2011 года

На 1 января 2011 года

На 1 января

На 1 января

На 1 января

Изменение

2012 года

2013 года

2014 года

2013 г. к 2010 г.

отчет

Закон 308-ФЗ

проект

проект

проект

млрд.

%

2009 г.

(с изм.)

руб.

 Государственный   долг, Российской  Федерации, млрд. рублей

3 233,10

5 316,70

6 844,70

8 976,80

11 170,30

5853,6

110

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

   

в том числе:

             

 Государственный  внутренний  долг, млрд. руб.

2 094,70

3 726,70

5 148,40

6 976,40

8 826,30

5099,6

137

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

 Государственный  внешний долг, млрд. руб.

1 138,40

1 590,00

1 696,30

2 000,40

2 344,00

754

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

Анализ динамики показывает, что  государственный   долг  увеличится за  2011  - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение  государственного   долга  произойдет в основном за счет роста государственного  внутреннего  долга.

Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля  государственного  внутреннего  долга  в совокупном объеме  государственного долга  в 2013 году составит 79,0 %.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которым, располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в, сопоставлении государственным долгом.

Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получение иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами.

Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме НВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2005 г. объем внешних заимствований составлял 62,8% в объеме ВВП, то в 2009 г. – 21%.

Вместе тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Показатель «государственный долг/доходы» используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент «внешний долг/экспорт» является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательств а перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности – менее 48 и 132% соответственно.

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2005 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2009 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

Международные финансовые организации часто пользуются показателем «резервы/платежи по внешнему долгу», являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью – способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватка доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2009 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга – 17,15 млрд. долл. Таким образом, резервы/платежи по внешнему долгу равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

Управление государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

Исходя из макроэкономического контекста проведения государственной политики управление государственным долгом предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами России и т. д.

Для Российской Федерации главной проблемой с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и затем стремительный рост «нового» российского долга. К тому же нет законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом, не определены пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств, используются три способа рефинансирования госдолга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Другой способ – выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, которые платит Россия по обслуживанию внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы.

Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает величины 1 трлн. долл. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общего внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что Российская Федерация досрочно выплатит по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ, только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл.

Секъюритизация долга – переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации – эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации – средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями.

Информация о работе Совершенствование системы управления государственным долгом и бюджетным дефицитом