Совершенствование системы управления государственным долгом и бюджетным дефицитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является выявление проблем государственным долгом и бюджетного дефицита в современных экономических системах.
Основными задачами курсовой работы:
– рассмотрение теоретических основ государственного долга и бюджетного дефицита;
– анализ и выявление проблем государственного долга и бюджетного дефицита;
– определить совершенствование системы управления государственным долгом.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита 5
1.2 Государственный долг, как следствие бюджетного
дефицита 11
2 Анализ и выявление проблем государственного долга и
бюджетного дефицита в современных экономических системах 13
2.1 Проблемы по управлению государственным долгом 13
2.2 Оценка системы и механизм регулирования государственного долга 15
3 Совершенствование системы управления государственным
долгом и бюджетным дефицитом 25
3.1 Зарубежный опыт по ограничению бюджетного дефицита 25
3.2 Основные направления совершенствования процесса
управления государственным долгом в России 75
Заключение 27
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Гос. долг.Управление и структура.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение  3

1 Теоретические основы  бюджетного дефицита и государственного  долга      5

1.1 Сущность и виды  бюджетного дефицита                                                             5      

1.2 Государственный долг, как следствие бюджетного

дефицита                                                                                                                            11

2 Анализ и выявление проблем государственного долга и

бюджетного дефицита в современных экономических системах                       13

2.1 Проблемы по управлению  государственным долгом 13

2.2 Оценка системы и  механизм регулирования государственного долга        15

3 Совершенствование системы  управления государственным 

долгом и бюджетным дефицитом                                                                               25

3.1 Зарубежный опыт по  ограничению бюджетного дефицита 25

3.2 Основные направления  совершенствования процесса 

управления государственным долгом в России                                                      75

Заключение                                                                                                                       27

Список использованной литературы                                                                          31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Постановка вопроса о проблеме государственного долга рассматривается в увязке с актуальной задачей – уменьшения, а и перспективе и устранения долговой зависимости России от зарубежного капитала.

Необходимость повышения эффективности такого управления подтверждается анализом статистических данных и динамики движения внешней задолженности в последние годы.

Однако прежде чем перейти к результатам анализа, целесообразно кратко охарактеризовать сущность государственной составляющей внешнего долга, классификацию и основные ее элементы, поскольку это имеет значение для уточнения предмета и целевых ориентиров управления.

На основании обозначенной актуальности была сформулирована цель курсовой работы, которая заключается в выявления проблем государственного долга и бюджетного дефицита.

Объектом исследования является государственный долг и бюджетный дефицит.

Предметом курсовой работы является выявление проблем государственным долгом и бюджетного дефицита в современных экономических системах.

Основными задачами курсовой работы:

– рассмотрение теоретических основ государственного  долга и бюджетного дефицита;

– анализ и выявление проблем государственного долга и бюджетного дефицита;

– определить совершенствование системы управления государственным долгом.

Теоретическая база исследования представлена современными научными разработками и работами отечественных и зарубежных ученых, опирается на Федеральные законы РФ.

Эмпирическая база исследования служит основой для обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций и представлена в курсовой работе посредством научно-справочный литературы, периодических изданий, справочно правовой системы «Гарант».

Курсовая работа изложена на 32 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и список использованных источников, включающий 20 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного долга и бюджетного дефицита.

Во второй главе проведен анализ и выявление проблем государственного долга и бюджетного дефицита.

 В третьей главе рассмотрено совершенствование системы управления государственным долгом.

В заключении подведен итог результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга

1.1 Сущность и виды  бюджетного дефицита                        

 

Существует множество определений бюджетного дефицита.

Бюджет – роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. [8, с.76]

Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности. [5, с. 125]

Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит. [9, стр. 205]

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

– циклический;

– структурный;

– операционный;

– первичный;

– квазифискальный.

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. [19, с. 108]

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

– финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

– накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

– отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);

– кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [8, с. 28]

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

– спад общественного производства;

– завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;

– возросшие затраты на оборону;

– рост теневого сектора экономики.

Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. [9, с. 106]

Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством законодательных и налоговых органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.

А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития. [10, с. 56]

Обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный бюджет 2005 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета-2005, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2005 г. - 0,53%. [10, с. 57]

Эти реальные цифры свидетельствуют о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.

Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [6, с. 56]

Информация о работе Совершенствование системы управления государственным долгом и бюджетным дефицитом