Совершенствование налоговой политики, перспективы развития налоговых систем Республики Беларусь и Лихтеншейна

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.

Файлы: 1 файл

курсовая налоговая система сравнение РБ и Лихтенштейна.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

     У обоих государств, ставка налога на недвижимость равняется 0,1% от стоимости последней, но в Лихтенштейне она может увеличиваться до  0,85%.

     В таблице  представлена систематизированная информация по основным видам налогов Республики Беларусь и Лихтенштейна.

 

Таблица 2.1 Сравнительная характеристика основных налогов Беларуси и Лихтенштейна

 

Налог

Беларусь

Лихтенштейн

Налог на прибыль

24%

ставка = (налогооблагаемый доход х 100)/(налогооблагаемый капитал х 2)

НДС

20%

0%-7,6%, в зависимости от вида операций

Подоходный налог

12%, 15% или 9% ( в зависимости от категории плательщика)

2%, но за счет муниципальных надбавок  реальная ставка  от 3,24 до 17,01% в зависимости от места жительства/работы

Окончание таблицы 2.1

Налог на недвижимость

0,1%

0,1%, но реально увеличивается от 0,162 до 0,8505%.


Источник: собственная  разработка

 

     Важной отличительной чертой налоговой системы Лихтенштейна не только от Республики Беларусь, но от большинства стран мира, состоит в широком использовании системы трастов и фондов. Они активно используются как для защиты активов, так и для оптимизации налогов для холдингов. По законодательству Лихтенштейна, если фонд не ведет коммерческой деятельности, от него не требуется вести финансовую отчетность. Налог на прибыль для фондов отсутствует, ежегодный налог на капитал составляет 0,1% от суммы активов, но не менее 1 тыс. швейцарских франков. При большем капитале ставка снижается. Налог при распределении прибыли и при передаче имущества бенефициарам не взимается [12,с.231].

     Еще одним отличием налоговой системы Лихтенштейна от белорусской системы в том, что в данном государстве широко распространены офшорные фонды, для которых действуют особые законы и правила налогообложения. О преимуществах такой системы и перспективах ее развития в Беларуси речь пойдет в следующей главе работы.

     Таким образом, проведя сравнительную характеристику двух налоговых систем, можно сделать ряд выводов. Обе системы имеют два уровня построения, налоги в этом случае разделяются на национальные (республиканские) и муниципальные (местные). Сходства наблюдаются в перечне основных налогов и принципах, на которых базируются налоговые системы двух государств. Различия заключаются в исчислении ставок основных налогов и их размеров. Если для Беларуси, как правило, ставка является фиксированной, то в Лихтенштейне она зависит от ряда внешних факторов, и формируется суммарно, включая национальную ставку и надбавки, связанные с муниципальными взносами. Отличительной чертой налоговой системы Лихтенштейна также является широкое использование технологий офшорных  компаний, и ряда налоговых льгот для них.

     В контексте поставленной цели работы видится целесообразным проектирование некоторых характеристик налоговой системы Лихтенштейна на белорусскую, с целью повышения эффективности функционирования последней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИХТЕНШТЕЙНА

     В ходе сравнительного исследования налоговых систем государства Лихтенштейн и Республики Беларусь был выявлен ряд принципиальных отличий и особенностей. В контексте поставленной цели работы видится целесообразным анализ возможности применения зарубежного опыта в налоговой системе Беларуси, а также выявление перспектив развития налоговых систем обеих стран.

     Что касается Лихтенштейна, то налоговая система, функционирующая в этом государстве довольно стара (основные принципы заложены в 20-х гг. ХХ века), и, не смотря на многолетнее успешное функционирование, не должна пренебрегать возможностями развития и преобразования. Узкая ориентированность на функционирование офшорной зоны может привести к негативным последствиям, на фоне экономических и политических событий в современной Европе.

     За последние годы наблюдается активный вывод средств из офшорных зон. Изъятию средств способствовали как тяжелые экономические условия, так и налоговые амнистии в ряде европейских стран. В связи с этим наиболее ощутимый урон понесли Лихтенштейн и Сан-Марино, тяжелая ситуация сложилась в Швейцарии и на Нормандских островах. Всего, по данным исследования, из этих и других «налоговых гаваней» ушло 25% из $2,1 трлн., хранящихся в европейских офшорных зонах [12,с.234].

     Для Лихтенштейна видится перспективным переориентация налоговой политики в традиционное русло при сохранении преимуществ использования офшорных технологий, но не на приоритетном уровне.

     Не смотря на вышеприведенную информацию,  мировой опыт развития рыночной экономики показывает целесообразность создания в отдельных регионах, так называемых офшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.

     Для Беларуси целесообразно использование такого опыта на некоторых территориях с целью повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности данных регионов. Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, Беларусь может привлечь иностранный капитал.

     Изучение опыта функционирования офшорных зон позволяет выделить применимые и в нашей стране основные преимущества их существования. Среди них:

- решение макроэкономических задач развития отдельных регионов;

- возможность эффективного управления финансовыми ресурсами предпринимателей различных сфер деятельности.

     В Республике Беларусь, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономического благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и страны в целом.

     Внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения. В случае, если иностранное юридическое лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц. Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с учетом правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане белорусской и оффшорной компаний [1,с.139].

     Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:

- возможности открытия рублевого и валютного счетов;

- беспошлинного ввоза оборудования;

- полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.

     Преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами следующие:

-налоговые преимущества - оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты облагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективности капиталовложений;

-минимальное регулирование  - достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;

-инвестиционная гибкость - оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зоны с высокими доходами регулировать свои активы;

- диверсификация рисков - за счет географического рассредоточения активов оффшорного фонда уменьшается степень риска.

     Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать инфраструктуру отдельных регионов. Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на белорусскую действительность с целью экономического развития регионов и Республики Беларусь в целом.

     Возвращаясь к основным характеристикам налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе, принципам ее функционирования и основным статистическим показателям, можно сделать ряд выводов о тенденциях ее развития и направлениях, необходимых для повышения эффективности последнего.

     Система налогообложения имеет две взаимосвязанных стороны. С одной стороны, налоги - это основной источник доходов государственного бюджета, за счет которых осуществляются разнообразные общегосударственные, социально-культурные мероприятия. С другой стороны, высокие ставки налогов и сборов отрицательно влияют на экономическую эффективность любого предприятия. Например, высокая ставка налога на прибыль приводит к снижению притока капитала в производство, сдерживает его развитие, сокращает объемы дополнительного самофинансирования. Достаточно значительные ставки налогов на потребление снижают потребление товаров и услуг. Высокие налоги на экспорт вызывают отказ отечественных производителей участвовать в торговле на мировом рынке, а это сокращает приток иностранного капитала в страну. В приложении В приведены данные о фактическом значении налоговой нагрузки

     К тому же увеличение доходов бюджета за счет повышения налоговой нагрузки носит краткосрочный характер, так как в итоге оно снизит деловую активность, сократит количество производителей и количество занятых, что в результате снизит налоговые поступления в бюджет государства [8,с.13].

     Таким образом, определяется необходимость сокращения налоговой нагрузки, дальнейшего упрощения системы налогообложения, сокращения количества уплачиваемых налоговых сборов и платежей. В силу этого можно обобщить и определить конкретные мероприятия по упрощению налоговой системы Республики Беларусь. К ним относятся следующие:

     1.Внедрение электронного декларирования для всех категорий плательщиков, что снижает налоговые издержки государства и налогоплательщиков (сокращается время на составление декларации, передачи в налоговую инспекцию и пр.).

     2. Необходимо снижение косвенных налогов, которые включаются в отпускную цену продукции. Например, снижение НДС.

     3. В пересмотре нуждается и система подоходного налогообложения физических лиц, а именно необходим переход на двухступенчатую шкалу, определения необлагаемого минимума (бюджета прожиточного минимума), сокращение ставки налога по не основному месту работы.

     4. Отменить сборы в инновационный фонд и ряд других отчислений в целевые бюджетные фонды, которые утверждаются ежегодно в Законе «О бюджете» (например, отчисления в фонд национального развития), что снизит себестоимость и повысит возможности самофинансирования предприятий и организаций.

     5. Сформировать единое положение о составе затрат в сфере налогообложения (особенно относительно налога на прибыль), ценообразования и бухгалтерского учета. Сократить нормы расходов по ряду затрат или включать их в полном объеме.

     6.Пересмотреть налоговое законодательство относительно выявления многократного обложения одной и той же стоимости, объекта, операции, налоговой базы.

     7. Откорректировать налоговое законодательство в сторону его простоты, доступности понимания изложенного, а также сократить количество многочисленных инструкций, декретов, указов, которые порой противоречат закону о налоге.

     Ряд шагов в этом направлении принят уже в текущем 2012 году. Например, от налога на прибыль в 2012 году освобождены доходы организаций, полученные от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%). Кроме того, прибыль организаций, полученная от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, будет облагаться по ставке 10% [18, с.5].

     Таким образом, перспективы  реформирования  налоговой  системы  Республики Беларусь связаны с ее рационализацией. Это, прежде всего, снижение налоговой нагрузки на реального производителя и сокращение масштабов предоставления налоговых льгот. Одним из инструментов повышение эффективности налоговой политики видится заимствование иностранного опыта функционирования на территории государства офшорных зон, что с помощью упрощения налогообложения последних, приведет к повышению инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Налоговые системы являются основой государственного регулирования экономики во всем мире. При помощи налоговой политики осуществляется перераспределительная функция государства и регулируется ряд ключевых процессов национальной экономики.

     Белорусская налоговая политика базируется на принципах, установленных законодательством, среди которых всеобщность, равенство, рациональность. Данные принципы характерны для большинства налоговых систем в современном мире.

     Белорусская налоговая система имеет ряд структурных классификаций налогов и сборов, систематизированных в первом разделе работы. Для налоговой системы характерна двухуровневая модель построения, включающая в себя республиканские и местные налоги. В структуре бюджетных доходов преобладает удельный вес косвенных налогов, что свидетельствует в пользу характеристики белорусской экономики, как развивающейся.

Информация о работе Совершенствование налоговой политики, перспективы развития налоговых систем Республики Беларусь и Лихтеншейна