Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.
Особенностью таких зон, как правило, является то, что в них:
- упрощён и ускорен процесс регистрации нерезидентов, при котором уплачивается чисто символическая сумма (например, необязательно указывать учредителей компании, незначительный сбор уплачивается и при ежегодной перерегистрации);
- по заниженным ставкам уплачиваются нерезидентами налоги с прибыли и подоходный налог с физических лиц;
- гарантируется конфиденциальность деятельности офшорных компаний, они освобождены от государственного валютного контроля;
- компании в офшорных зонах являются в основном представителями среднего или крупного бизнеса, субъектам малого предпринимательства регистрация и содержание офшорных компаний обходится слишком дорого, поэтому им выгоднее организовывать деятельность в своей стране [1,с.135].
Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности оффшорной компании.
Другим признаком, который отличает оффшорные зоны, является запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации оффшорной компании. Учреждая оффшорную компанию, фирмы получают не только налоговые льготы (отсутствием валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, низкий уровень минимального размера уставного капитала) , но и лояльность государственного регулирования, высокий уровень банковской и коммерческой секретности, анонимность реальных владельцев компаний, при этом говоря о последнем аспекте, важно заметить, что раскрытие подлинных имен возможно лишь в экстраординарных случаях.
Что касается непосредственно налоговой системы Лихтенштейна, то она имеет стандартный комплект налогов. Согласно закону о национальных и муниципальных налогах от 30 января 1961 г., там существуют такие налоги: подоходный, капитальный, НДС, госпошлина, налог с недвижимости и налог у источника [4,с.21].
Интерес вызывает корпоративный подоходный налог на прибыль (profit tax), который рассчитывается достаточно сложным способом. Для этого сначала определяется чистая прибыль в виде дохода, уменьшенного на затраты, а затем, в зависимости от соотношения чистой прибыли и капитала компании, определяется налоговая ставка для обложения чистой прибыли.
Для этого используется такая формула:
ставка = (налогооблагаемый доход
х 100)/(налогооблагаемый
В результате таких расчетов
ставка колеблется от 7,5 до 15%. В
случае если соотношение
Вдобавок к подоходному, платится налог на капитал (capital tax), который составляет 0,2% от оплаченного акционерного капитала, включая дополнительные эмиссии и резервные фонды. Наличие такого налога можно
объяснить тем, что холдинги,
домицильные компании и
Еще один важный фискальный сбор — купонный налог (coupon tax) как налог у источника в размере 4%. Он платится с любой выплаты по ценной бумаге и эквивалентным инструментам. Однако купонный налог не нужно платить, если получатель — нерезидент Лихтенштейна, что весьма интересно в налоговых схемах [4,с.23].
Налог на добавленную стоимость взимается по достаточно низкой ставке - 7,6%, которая, в зависимости от вида операции, может снижаться до 2,4%, 3,6% или вообще до 0% [2,с.52].
Также стоит учитывать, что любой гражданин-резидент Лихтенштейна или устроившийся там на работу платит подоходный налог и налог с недвижимости. Ставки этих налогов варьируются в зависимости от муниципальных надбавок. К примеру, сейчас национальная ставка подоходного налога для физлиц - 2%, но за счет муниципальных надбавок реальная ставка будет составлять от 3,24 до 17,01% в зависимости от места жительства/работы [4,с.23].
Ставка налога с недвижимости - 0,1%, но реально увеличивается от 0,162 до 0,8505%. Так что если бенифициар состоит в трудовых отношениях со своей лихтенштейнской компанией, значит, он будет платить больше налогов [4,с.23].
Вышеописанная налоговая среда позволяет реализовывать через Лихтенштейн холдинговые и торговые схемы. В качестве холдинга могут выступать любые юридические образования. Согласно закону о лицах и компаниях, от 1926 г. (Law on Persons and Companies), могут создаваться компании, ограниченные акциями (company limited by shares), и компании с ограниченной ответственностью (limited liability company, по-немецки Aktiengesellschaft), однако чаще всего используются трастовые предприятия (the trust enterprise), частные фонды (the foundation, по-немецки Stiftung) и учреждения (Establishment, по-немецки Anstalt) [3,с.40].
Их особенность заключается в том, что корпоративных прав на них никто юридически не имеет. А раз нет участников и корпоративных прав, то и захватить контроль над фондом или учреждением юридически не представляется возможным. Поэтому такие образования активно используются в целях защиты активов от рисков. Но, несмотря на отсутствие прямого контроля со стороны учредителя, трастовые предприятия, частные фонды и учреждения действуют лишь с целью, указанной в акте их учреждения. А это значит, что цель там может быть и коммерческой, в частности, привлечение прибыли от управления активами и владения корпоративными правами дочерних структур, и, соответственно, выплата прибыли учредителю. Лихтенштейн имеет всего один договор об избежании двойного налогообложения - с Австрией [12.с.230].
Важной особенностью налогообложения является то, что налоги платятся исходя из типа компании. Систематизируем данные о типах компаний и способах их налогообложения в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Варианты налогообложения, в зависимости от типа компаний Лихтенштейна
Тип компании |
Вариант налогообложения |
Aktiengesellschaft (аналог ООО) |
4% купонного налога на дивиденды. |
Anstalt (частное учреждение), коммерческий или некоммерческий |
При условии, что капитал не разделен, не платит купонного налога, но уплачивает годовой налог на капитал в размере 0.1% от совокупных средств компании. Годовой минимальный уровень налога составляет CHF 1.000 |
Stiftung (частный фонд), зарегистрированный или депозитный |
Не платит купонного налога, но выплачивает годовой налог на капитал в размере 0.1% от совокупных средств компании. Годовой минимальный уровень налога составляет CHF 1.000 |
Трасты |
Платят минимальный годовой налог в размере 0.1% от совокупных средств компании. Это составляет CHF 1.000. |
Примечание: источник [2, с.12, 4 с.15 и 12, с. 46]
В соответствии с дифференциацией способов налогообложения, существует разница в требования по предоставлению финансового отчета компаний.
Компании с ограниченной ответственностью, а также коммерческие частные учреждения должны представить аудиторский финансовый отчет в налоговые органы Лихтенштейна для оценки. Некоммерческие частные учреждения не должны представлять таковой в вышеназванные органы, вместо них предоставляется справка от банка, о том, что имеется запись о денежных средствах. Что касается трастов и фондов, то они аналогично некоммерческим компаниям представляют банковскую справку о денежных средствах компании.
Таким образом, рассмотрев основы налоговой политики Лихтенштейна, можно сделать выводы о том, что она значительно отличается от белорусской. Часть налогового регулирования государства проходит в виде оффшорных платежей, в связи с этим систем налогообложения для нерезидентов максимально упрощена. Способ налогообложения и расчет ставки зависят от формы организации компании- налогоплательщика, как и предоставляемые формы отчетности в налоговые органы. Большинство налогов для физических лиц являются прогрессивными, а ставки отличаются динамичностью, и зависят от ряда конкретных условиям.
Сравнению систем налогообложения Лихтенштейна и Беларуси будет посвящена следующая глава курсовой работы
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИХТЕНШТЕЙНА
В предыдущей главе работы рассматривались налоговые системы Республики Беларусь и Лихтенштейна, в контексте основных принципов их функционирования, видов используемых налогов, налоговых ставок. В контексте поставленной цели работы видится необходимым провести сравнение рассмотренных систем с целью выявления сходств и различий в их функционировании.
Начнем с общих сторон.
Как было подчеркнуто ранее, налоговая система каждого государства базируется на ряде фундаментальных принципов. Данные принципы, как правило, определяют приоритеты и ценности государства в области бюджетного регулирования. В этой сфере наблюдаются сходства в изучаемых налоговых системах.
Среди общих принципов следующие:
На вышеназванных принципах базируется большинство мировых налоговых систем. Они закладываются в основу фискальной политики государств и бюджетного регулирования экономик.
Для обеих стран характерна двухуровневая налоговая система. В Республике Беларусь налоги делятся на республиканские и местные, в Лихтенштейне – на национальные и муниципальные.
Существуют принципиальные сходства в перечне основных налогов, используемых в Республике Беларусь и Лихтенштейне. Среди таких налогов следующие: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, подоходный налог физических лиц, налог на недвижимость и ряд других. Но если рассматривать ставки, способы начислений и расчетов данных налогов, то здесь открываются принципиальные различия.
Налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется в Республике Беларусь по следующим нормам:
-10%: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
- 24%: при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого;
- 20% в остальных случаях [13,c.91].
Что касается Лихтенштейна, то НДС взимается здесь по ставке - 7,6%, которая, в зависимости от вида операции, может снижаться до 2,4%, 3,6% или вообще до 0%.
Различаются также системы расчета налога на прибыль. В обеих странах объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (разница между выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и затратами по производству и их реализации), уменьшенная на расходы, учитываемые при налогообложении, но различаются принципы расчета ставок. В Беларуси ставка налога на прибыль фиксирована, и равна 24 %. В Лихтенштейне же, используется такая формула расчета ставки налога: ставка = (налогооблагаемый доход х 100)/(налогооблагаемый капитал х 2). В результате таких расчетов ставка колеблется от 7,5 до 15%. Максимально возможная ставка налога на прибыль в Лихтенштейне – 20%.
В Лихтенштейне широко используются такие виды налогов как купонный налог и налог на капитал, отсутствующие в налоговой системе Беларуси.
Существует разница в подоходном налоге. В Беларуси для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Подробнее ставки белорусского подоходного налога описаны в приложении Б. Что касается Лихтенштейна, то здесь национальная ставка подоходного налога для физлиц - 2%, но за счет муниципальных надбавок реальная ставка будет составлять от 3,24 до 17,01%. Тут прослеживается еще одно принципиальное различие налоговых систем двух государств. Если в белорусской налоговой системе ставки налогов, как правило фиксированы, то для Лихтенштейна характерна высокая динамичность ставок и влияние на них многих внешних факторов. То есть один и тот же налог в различных условиях может рассчитываться по-разному и иметь большую амплитуду значений.