Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.
ВВЕДЕНИЕ
При переходе к рыночным отношениям, существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. В отличие от административно-командных методов управления, в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких проблем, как: обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма, развитие производительных сил, предпринимательства. Данная функция государства реализуется при помощи перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Основным инструментом такого перераспределения является налогово-бюджетная система государства.
Роль налогов в экономике государства сложно переоценить, ведь именно налоговые поступления являются основной статьей бюджетных доходов большинства стран мира. В контексте необходимости эффективного развития экономики и избранного курса на интеграцию в мировую экономическую систему, для Республики Беларусь представляется целесообразным изучение мирового опыта в области государственного регулирования в целом, и налоговой политики в частности, для последующего анализа преимуществ и использования последних в процессе функционирования национальной экономики. Это положение обуславливает актуальность исследования на данную тему.
Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.
Задачами данной курсовой являются:
1.анализ структуры и принципы функционирования налоговой системы Республик Беларусь, оценить ее роль в национальной экономике;
2.рассмотреть структуру и принципы функционирования налоговой системы Лихтенштейна, сделать выводы о ее особенностях;
3.выделить схожие и отличительные черты налоговых систем Республики Беларуси и Лихтенштейна, сравнить их места в национальных экономиках;
4.сделать выводы о путях совершенствования налоговой политики изучаемых государств, выделить основные пути и перспективы развития последних.
В работе использованы следующие методы исследования: количественный и качественный анализ данных, классификация, обобщение, прогнозирование, сравнение.
Объектом исследования в курсовой работе является налоговая политика изучаемых государств. Предметом исследования является налоговая система, как инструмент государственного регулирования экономики.
Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованных источников.
В приложениях даны таблицы, содержащие статистические данные, положенные в основу анализа показателей.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИХТЕНШТЕЙНА
1.1 Основные принципы функционирования налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система в Республике Беларусь является основой государственного регулирования экономики и лежит в основе построения государственного бюджета. Единство проводимой налоговой политики на всей территории Республики Беларусь закреплено действием Конституции, текст которой гласит: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [5].
В соответствии с действующим законодательством, под налогом подразумевается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им, на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [10].
Формирование налоговой системы Республики Беларусь происходило в условиях фискального кризиса начала 1990-х гг., характерного для всех стран с переходной экономикой, обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики. В то же время, несмотря на падение налоговых поступлений, уровень государственных расходов оставался достаточно высоким. Это было связано, прежде всего, со стремлением государства поддержать крупные предприятия для сохранения производственного потенциала страны, а также со значительными расходами на социальную защиту и предоставление различных социальных услуг населению.
Современная налоговая система Республики Беларусь создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов. В настоящее время основными общегосударственными налогами и сборами, установленными Налоговым кодексом, являются:
Помимо основных общегосударственных налогов и сборов, налоговая система Республики Беларусь включает также местные налоги и сборы, которые вводятся местными органами власти на соответствующих территориях и зачисляются в местные бюджеты. Местные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками за счет средств, находящихся в их распоряжении, и полностью зачисляются в местные бюджеты.
К местным налогам и сборам относятся:
Если систематизировать классификацию системы белорусского налогообложения, то можно отобразить белорусскую налоговую систему упрощенно в виде таблицы 1.1
Таблица 1.1 - Классификация налогов
Признаки |
Виды налогов |
Признаки |
Виды налогов |
По субъекту налогообложения |
- с физ. лиц - с юр. Лиц |
По объекту налогообложения |
- имущественные -на потребление -на доходы |
По способу изъятия |
- прямые - косвенные |
По способу налогообложения |
- у источника - по декларации |
По источнику уплаты |
- зарплата - выручка - доход или прибыль -стоимость имущества |
По назначению |
- общие (без привязки к -целевые |
По уровню бюджета |
- республиканские -местные |
По методу исчисления |
- прогрессивные - пропорциональные -твердые и др. |
Источник: собственная разработка
Начисление и уплата местных налогов и сборов не нарушают общереспубликанский порядок формирования себестоимости товаров (работ, услуг). Так, налог на продажу товаров в розничной торговой сети и сборы за услуги устанавливаются как надбавки к цене и исключаются из выручки при определении сумм других налогов и платежей в бюджет.
Принципиальным является структура и удельный вес того или иного налога в составе доходов бюджета, именно исходя из этих показателей можно судить о стадии развития экономики и проводимой экономической политике страны. Обратим внимание на рисунок 1.1, на котором изображена структура доходов государственного бюджета республики.
Рисунок 1.1 – Структура доходов госбюджета на 2012 год
1 – штрафы и удержания
2 –доходы от осуществления
3 – другие налоги, сборы, пошлины
4 – доходы от использования имущества находящиеся в государственной собственности
5 – налоги на доходы и прибыль
6 – налоговые доходы от
7 – налоги на товары и услуги
Примечание: источник [6, с.29]
Таким образом налоги на товары и услуги составляют основной объем в структуре доходов – более 90%. Причем преобладающей вес имеют налоги на товары (работы, услуги), которые по своей сути относятся к косвенным.
Преобладание косвенных налогов в доходах государственного бюджета объясняется преимуществами их взимания и, как правило, характерно для всех стран с переходной экономикой в отличие от большинства развитых стран, где основным источником доходов бюджета являются прямые налоги. Доля подоходного налога в бюджете Республики Беларусь невелика, прежде всего, из-за невысоких доходов основной массы населения. Медленный рост доли налога на прибыль свидетельствует о сокращении налоговой базы как из-за наличия многочисленных налоговых льгот, так и из-за сравнительно невысоких темпов экономического роста.
Кроме того, достаточно серьезной проблемой, приводящей к сокращению доходов государственного бюджета, является сокрытие доходов юридическими и физическими лицами, то есть уклонение от уплаты налогов.
В приложении А приведены данные по структуре валового внутреннего продукта по источникам доходов. Чистые налоги на производство и на импорт в 2011 году занимали около 14,9% ВВП в данной структуре. По сравнению с 2010 годом произошло увеличение на 0,5%, что свидетельствует о постепенном росте доли чистых налогов на производство и импорт в объеме ВВП.
В соответствии с действующим законодательством, налоговая система Беларуси базируется на ряде фундаментальных принципов. Среди них:
1. Каждое лицо обязано
уплачивать законно
2. Ни на кого не
может быть возложена
3. Налогообложение в
Республике Беларусь
4. Не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот
по их уплате, наносящих ущерб
национальной безопасности
5. Допускается установление
особых видов пошлин (специальных,
антидемпинговых и
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими признаками: двухуровневая система построения, широкая разветвленность классификационных признаков налогов, прозрачность доходов субъектов налогообложения, преимущественный удельный вес косвенных налогов в структуре доходов бюджета. Она базируется на таких принципах, как: всеобщность, равенство, рациональность и другие
1.2Налоговая система Лихтенштейна
Лихтенштейн называют карликовым государством, его площадь лишь немногим превышает 160 квадратных километров. Живет в Лихтенштейне примерно 32 тыс. человек. У страны нет собственной национальной валюты, и в качестве денежной единицы используется швейцарский франк. По форме правления Лихтенштейн является конституционной монархией. Финансовое устройства, государство вызывает определенный интерес [2, с.51].
С точки зрения финансового устройства Лихтенштейн признается офшорной зоной. В контексте поставленной цели работы представляется целесообразным определение понятия офшор и офшорная зона.
В международной экономике под офшором принято понимать финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра [15, с.217]. Офшорная зона, в свою очередь, это государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности [15, с.218]. В ряде государств используется также термин «укрытие от налогов».