Совершенствование налоговой политики, перспективы развития налоговых систем Республики Беларусь и Лихтеншейна

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.

Файлы: 1 файл

курсовая налоговая система сравнение РБ и Лихтенштейна.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     При переходе к рыночным отношениям, существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. В отличие от административно-командных методов управления, в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких проблем, как: обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма,  развитие производительных сил, предпринимательства. Данная функция государства реализуется при помощи перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Основным инструментом такого  перераспределения является налогово-бюджетная система государства.

     Роль налогов в экономике государства сложно переоценить, ведь именно налоговые поступления являются основной статьей бюджетных доходов большинства стран мира. В контексте необходимости эффективного развития экономики и избранного курса на интеграцию в мировую экономическую систему, для Республики Беларусь представляется целесообразным изучение мирового опыта в области государственного регулирования в целом, и налоговой политики в частности, для последующего анализа преимуществ и использования последних в процессе функционирования национальной экономики. Это положение обуславливает актуальность исследования на данную тему.

     Цель данной курсовой работы - изучение зарубежного опыта налогового регулирования на примере государства Лихтенштейн, нахождение принципиальных сходств и различий с белорусской налоговой системой и анализ возможности заимствования положительного опыта.

Задачами данной курсовой являются:

     1.анализ структуры и принципы функционирования налоговой системы Республик Беларусь, оценить ее роль в национальной экономике;

     2.рассмотреть структуру и принципы функционирования налоговой системы Лихтенштейна, сделать выводы о ее особенностях;

     3.выделить схожие и отличительные черты налоговых систем Республики Беларуси и Лихтенштейна, сравнить их места в национальных экономиках;

     4.сделать выводы о путях совершенствования налоговой политики изучаемых государств, выделить основные пути и перспективы развития последних.

     В работе использованы следующие методы исследования: количественный и качественный анализ данных, классификация, обобщение, прогнозирование, сравнение.

     Объектом исследования в курсовой работе является налоговая политика  изучаемых государств. Предметом исследования является налоговая система, как инструмент государственного регулирования экономики.

     Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованных источников.

     В приложениях даны таблицы, содержащие статистические данные, положенные в основу анализа показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИХТЕНШТЕЙНА

 

1.1 Основные принципы функционирования налоговой системы Республики Беларусь

     Налоговая система в Республике Беларусь является основой государственного регулирования экономики и лежит в основе построения государственного бюджета. Единство проводимой налоговой политики на всей территории Республики Беларусь закреплено действием Конституции, текст которой гласит: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [5].

     В соответствии с действующим законодательством, под налогом подразумевается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им, на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [10].

     Формирование налоговой системы Республики Беларусь происходило в условиях фискального кризиса начала 1990-х гг., характерного для всех стран с переходной экономикой, обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики. В то же время, несмотря на падение налоговых поступлений, уровень государственных расходов оставался достаточно высоким. Это было связано, прежде всего, со стремлением государства поддержать крупные предприятия для сохранения производственного потенциала страны, а также со значительными расходами на социальную защиту и предоставление различных социальных услуг населению.

     Современная налоговая система Республики Беларусь создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов. В настоящее время основными общегосударственными налогами и сборами, установленными Налоговым кодексом, являются:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налоги на прибыль и доходы (с юридических лиц);
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог (плата за землю);
  • налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);
  • государственная пошлина и сборы;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и некоторые другие виды налогов [10].

     Помимо основных общегосударственных налогов и сборов, налоговая система Республики Беларусь включает также местные налоги и сборы, которые вводятся местными органами власти на соответствующих территориях и зачисляются в местные бюджеты. Местные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками за счет средств, находящихся в их распоряжении, и полностью зачисляются в местные бюджеты.

     К местным налогам и сборам относятся:

  • сборы с пользователя (в том числе за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах,  за право торговли, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор с владельцев собак и некоторые другие сборы);
  • налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров, перечень которых устанавливает закон;
  • сборы за услуги (в том числе за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе):
  • налог на рекламу;
  • целевые сборы (в том числе транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
  • сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации;
  • сборы с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты.

     Если систематизировать классификацию системы белорусского налогообложения, то можно отобразить белорусскую налоговую систему упрощенно в виде таблицы 1.1

Таблица 1.1 - Классификация налогов

 

Признаки

Виды налогов

Признаки

Виды налогов

По субъекту налогообложения

- с физ. лиц

- с юр. Лиц

По объекту налогообложения

- имущественные

-на потребление

-на доходы

По способу изъятия

- прямые

- косвенные

По способу налогообложения

- у источника

- по декларации

По источнику уплаты

- зарплата

- выручка

- доход или прибыль

-стоимость имущества

По назначению

- общие (без привязки к конкретному расходу)

-целевые

По уровню бюджета

- республиканские

-местные

По методу исчисления

- прогрессивные

- пропорциональные

-твердые и др.


Источник: собственная  разработка

     Начисление и уплата местных налогов и сборов не нарушают общереспубликанский порядок формирования себестоимости товаров (работ, услуг). Так, налог на продажу товаров в розничной торговой сети и сборы за услуги устанавливаются как надбавки к цене и исключаются из выручки при определении сумм других налогов и платежей в бюджет.

     Принципиальным является структура и удельный вес того или иного налога в составе доходов бюджета, именно исходя из этих показателей можно судить о стадии развития экономики и проводимой экономической политике страны. Обратим внимание на рисунок 1.1, на котором изображена структура доходов государственного бюджета республики.

 

Рисунок 1.1 – Структура  доходов госбюджета на 2012 год

1 – штрафы и удержания

2 –доходы от осуществления какой-либо  деятельности

3 – другие налоги, сборы, пошлины

4 – доходы от использования имущества находящиеся в государственной собственности

5 – налоги на доходы и прибыль

6 – налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 – налоги на товары и услуги

 

 

Примечание: источник [6, с.29]

 

    Таким образом налоги на товары и услуги составляют основной объем в структуре доходов – более 90%. Причем преобладающей вес имеют налоги на товары (работы, услуги), которые по своей сути относятся к косвенным.

     Преобладание косвенных налогов в доходах государственного бюджета объясняется преимуществами их взимания и, как правило, характерно для всех стран с переходной экономикой в отличие от большинства развитых стран, где основным источником доходов бюджета являются прямые налоги. Доля подоходного налога в бюджете Республики Беларусь невелика, прежде всего, из-за невысоких доходов основной массы населения. Медленный рост доли налога на прибыль свидетельствует о сокращении налоговой базы как из-за наличия многочисленных налоговых льгот, так и из-за сравнительно невысоких темпов экономического роста.

Кроме того, достаточно серьезной  проблемой, приводящей к сокращению доходов государственного бюджета, является сокрытие доходов юридическими и физическими лицами, то есть уклонение  от уплаты налогов.

В приложении А приведены данные по структуре валового внутреннего продукта по источникам доходов. Чистые налоги на производство и на импорт в 2011 году занимали около 14,9% ВВП в данной структуре. По сравнению с 2010 годом произошло увеличение на 0,5%, что свидетельствует о постепенном росте доли чистых налогов на производство и импорт в объеме ВВП.

В соответствии с действующим  законодательством, налоговая система  Беларуси базируется на ряде фундаментальных  принципов. Среди них:

1. Каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги, сборы (пошлины), по которым  это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные законом.

3. Налогообложение в  Республике Беларусь основывается  на признании всеобщности и  равенства.

4. Не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности Республики  Беларусь, ее территориальной целостности,  политической и экономической  стабильности.

5. Допускается установление  особых видов пошлин (специальных,  антидемпинговых и компенсационных)  согласно международным договорам [10, с.42].

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что налоговая  система Республики Беларусь характеризуется следующими признаками: двухуровневая система построения, широкая разветвленность классификационных признаков налогов, прозрачность доходов субъектов налогообложения, преимущественный удельный вес косвенных налогов в структуре доходов бюджета. Она базируется на таких принципах, как: всеобщность, равенство, рациональность и другие

 

1.2Налоговая система Лихтенштейна

 

     Лихтенштейн называют карликовым государством, его площадь лишь немногим превышает 160 квадратных километров. Живет в Лихтенштейне примерно 32 тыс. человек. У страны нет собственной национальной валюты, и в качестве денежной единицы используется швейцарский франк. По форме правления Лихтенштейн является конституционной монархией. Финансовое устройства, государство вызывает определенный интерес [2, с.51].

     С точки зрения финансового устройства Лихтенштейн признается офшорной зоной. В контексте поставленной цели работы представляется целесообразным определение понятия офшор и офшорная зона.

     В международной экономике под офшором принято понимать финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра [15, с.217]. Офшорная зона, в свою очередь, это  государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности [15, с.218]. В ряде государств используется также термин «укрытие от налогов».

Информация о работе Совершенствование налоговой политики, перспективы развития налоговых систем Республики Беларусь и Лихтеншейна