Согласование работы рынка труда и биржи труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдёт об эффективном функционировании биржи труда, а также рынка труда в современных условиях. На мой взгляд, представленная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как с проблемой трудоустройства сталкивается огромное количество людей, она широко распространена и оказывает мощное влияние на экономическое, социальное и психологическое состояние.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИРЖ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1Социально-экономическая категория «биржа труда» 5
1.2Социально-экономическая категория «рынок труда» 7
1.3Теоретический анализ деятельности бирж труда по предупреждению безработицы 9
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И РАБОТЫ БИРЖИ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
2.1Анализ рынка труда Республики Беларусь 12
2.2Функциональный анализ бирж труда 15
2.3Согласование работы рынка труда и биржи труда 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 65.02 Кб (Скачать)

         • Пофирменные профсоюзы - рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.

       Важным  направлением японской государственной  политики регулирования занятости  населения являются меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Государство устраивает пожилых  работников, учитывая их физические способности  и возможности, возраст, принимает  специальные решения, обязывающие  предпринимателей повышать возраст  пребывания на работе до 60-65 лет.

         Для фирм, повышающих этот возраст  до 60-65 лет, предоставляются субсидии. В настоящее время в Японии  действуют центры консультативной  службы по вопросам трудоустройства  пожилых работников [10].

       Таким образом, биржа труда  является учреждением, роль которого заключается в помощи гражданам в поиске работы; биржа труда изучает спрос и предложение на рынке труда, занимается переподготовкой лиц, нуждающихся в работе, обучает новым профессиям.  

       
    1. Социально-экономическая  категория «рынок труда»
 

       Рынок труда во многом имеет уникальный характер, ведь рабочая сила неотделима от человека, а потому имеет место  лишь временный наём рабочей силы и ограниченное во времени использование  услуг труда.

       Рынок труда является составной частью рынка экономических ресурсов [11].

       Понятия рынка труда можно систематизировать следующим образом: 

       Таблица 1.2.1 – Систематизация и обобщение  теоретических подходов к рынку труда

       Автор        Сущность  понятия
И.М. Лемешевский        Рынок труда – это совокупность товарных отношений, которые охватывают спрос  и предложение рабочей силы, её наём и получение соответствующего вознаграждения.
В. К. Ломакин        Рынок труда – это общественно-экономическая форма движения рабочей силы, трудового потенциала, адекватная система вызревших товарных отношений.
В. Тарасов        Рынок труда – система товарных отношений, все звенья которой находятся  под постоянным воздействием спроса и предложения рабочей силы.

       Источник: авторская разработка. 

       Согласно  приведенным выше определениям понятие рынок труда ресурсов в общем виде можно разделить на две основные составляющие, такие как наличие рабочей силы и товарных отношений по поводу купли-продажи труда.

       Таким образом, на основе систематизированных  теоретических подходов к понятию  рынка труда, автором выведено следующее  понятие.

       Рынок труда – это совокупность товарных отношений, которые включают в себя наличие трудового потенциала, движение рабочей силы, а также её наём и получение вознаграждения, зависящие  от изменения спроса и предложения  рабочей силы.

       Основными функциями рынка труда являются:

  1. ценообразование – установление цены труда и согласование экономических интересов работодателя и работника;
  2. регулирование – поддержка равновесия между спросом и предложением рабочей силы, обеспечение региональных и отраслевых пропорций распределения труда как экономического ресурса;
  3. распределение – формирование оптимальной профессиональной структуры рабочей силы, поддержание в должном объёме резерва рабочей силы;
  4. информирование – предоставление информации о соотношении спроса и предложения рабочей силы, уровне оплаты труда и т. д. [12].

       Современный рынок труда испытывает на себе воздействие  государства, которое не только предъявляет  спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но также регулирует его в частном секторе.

       Большое влияние на рынок труда оказывают  государственные социальные программы, такие как помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.

       Также государство берет на себя функцию  поиска и предоставления рабочих  мест. Оно имеет дело, как с  безработицей, так и с созданием  новых вакансий, а также проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.

       Создавая  биржи труда, государство стремится  к улучшению сбалансированности спроса и предложения на рынке  путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где большая часть финансовых ресурсов используется в основных, а не в пассивных сферах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице [13].

       Таким образом, можно сделать  вывод о том, что  при регулировании  рынка труда, для  государства является более целесообразным направление финансовых средств в наиболее быстрое привлечение  трудовых ресурсов в  хозяйственный оборот, а не выплата различного вида пособий. 

       
    1. Теоретический анализ деятельности бирж труда по предупреждению безработицы
 

       Для того, чтобы предупредить безработицу на рынке труда, необходимо достичь равновесия на нём. Способы приведения рынка труда в состояние баланса разнообразны. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к сбалансированности рынка труда, предлагающие различный методический инструментарий к её поддержанию. 

       Таблица 1.3.1 – Теоретико-методологические подходы  к достижению равновесия на рынке  труда

Автор Формализованный вид моделей        Содержание  методологического подхода
И. Кобб,

П. Дуглас

       Y=AKα×Lβ,

       где Y – объём производства; A – коэффициент пропорциональности; К – капитал; L – труд; α, β – параметры или коэффициенты производственной функции

       Благодаря производственной функции мы имеем  возможность оценить роль различных  факторов производства в увеличении объёма производства.

       Коэффициент α указывает на сколько процентов  изменяется объём производства при  увеличении затрат капитала на 1%, а  коэффициент β – на увеличение дохода при возрастании затрат на труд на 1%. Следовательно, сумма 

       α+β  указывает, на сколько процентов  возрастает объём производства при  увеличении факторов К и L одновременно на 1%. В случае, если α+β=1, одновременное увеличение капитала и труда на 1% вызывает увеличение объёма производства также на 1%.

Продолжение таблицы 1.3.1
И. Кобб,

П. Дуглас

                Таким образом, в соответствии с данной производственной функцией, факторами, оказывающими воздействие на равновесие на рынке труда, являются объём производства, капитал и труд.
Я. Тинберген        Y=AKα×L1-α×еrt,

       где Y – объём производства; A – коэффициент пропорциональности; К – капитал; α – параметр производственной функции; еrt – фактор времени

       Я. Тинберген к факторам, оказывающим влияние на равновесие рынка, относит также фактор времени, так как данный фактор связан с качественными изменениями: рост квалификации занятых, инновации, рост образования.
Р. Харрорд        G×C=S,

       где G – темп роста национального дохода, C – капиталоёмкость, S – доля сбережений в национальном доходе

       Смысл модели заключается в том, что оптимальное развитие экономической системы достигается при равенстве темпа роста национального дохода, гарантированного темпа роста, естественного темпа роста.

       Источник: Разработано и составлено автором  на основании данных [14]. 

       Таким образом, на основании  данных моделей, можно  сделать вывод  о том, что к  факторам, приводящим к равновесию на рынке  труда, относятся  объём производства, капитал, труд, время, темпы гарантированного, естественного роста, рост национального  дохода, что впоследствии приводит к предупреждению безработицы.

       Также к методам предупреждения безработицы относится принцип обучения, которое должно стать «непрерывным образованием», для того, чтобы в случае несоответствия специализации работника либо при реорганизации производства, когда необходима переквалификация работника, была возможность переобучения или приобретение второй специальности. Для этого необходима организация курсов ускоренной подготовки и переобучения по краткосрочной программе, которые должны создаваться на базе действующих учебных заведений. Данные курсы также актуальны и для граждан, незадействованных в труде, по причине несоответствующей квалификации либо её отсутствия [15].

       Биржа труда должна определять тематическую направленность обучения, набор учебных  программ, а также перечень учебных  заведений, на базе которых будет  производиться обучение. Бирже труда  необходимо рассчитывать потребность  в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование, заключать с гражданами соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

       Что касается профессиональной ориентации молодёжи, то биржа труда должна проводить глубокий анализ специальностей, и выявлять те, которые будут наиболее востребованы в ближайшем будущем, для того, чтобы выпускники базового и среднего образования могли  сделать правильный выбор будущей  профессии [16].

       Принимая  во внимание опыт западноевропейских стран, для расширения занятости  в первую очередь молодёжи, возможно проведение мероприятия по предоставлению определённых льгот в области  налогообложения тем предприятиям, которые принимают на работу молодых  безработных.

       Также возможно стимулирование увеличения предложения  рабочих мест путём выделения  дотаций, направляемых правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством.

       Отсюда  следует то, что  забота государства  о достижении наиболее полной и эффективной  занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования  рынка труда, поэтому  государство должно уделять наибольшее внимание именно предупреждению безработицы, а не борьбе с ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И РАБОТЫ БИРЖИ  ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
       
    1. Анализ  рынка труда Республики Беларусь
 

       Для того чтобы рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке труда Республики Беларусь, проанализируем статистические данные о состоянии рынка труда в Республике Беларусь на 2008-2010 года.

       Однако прежде чем приступить непосредственно к анализу рынка труда, необходимо рассмотреть такие категории, как «экономически активное население», «население, занятое в экономике», «безработный», «уровень зарегистрированной безработицы».

       Итак, экономически активное население, или  рабочая сила, - это та часть населения, которая обеспечивает предложение  рабочей силы для производства товаров (работ, услуг). К экономически активному  населению относится занятое  население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости  и социальной защите.

       Население, занятое в экономике – это  лица, работающие по трудовым договорам  и гражданско-трудовым договорам, для  которых эта работа является единственной; индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; лица, выполняющие работу в организации, учредителем которой является их родственник; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации, для которых эта работа является основной.

       К безработным, зарегистрированным в  органах по труду, занятости и  социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и заработка, которые  зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие и готовые приступить к  ней.

       Уровень зарегистрированной безработицы определён  как отношение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, к численности экономически активного  населения.

       Рассмотрим  численность населения, занятого в  экономике Республики Беларусь. 

       Таблица 2.1.1 - Численность населения, занятого в экономике

Регион        Численность занятого населения, тыс. человек
       2008        2009        2010
Брестская область        631,7        636,2        643,4
       Продолжение таблицы 2.1.1
Витебская область        569,6        572,8        571,7
Гомельская  область        660,1        667,3        665,6
Гродненская область        501,6        506,6        506,7
г. Минск        1076,6        1077,0        1086,3
Минская область        661,9        673,2        683,2
Могилёвская область        509,0        510,8        509,0
Республика  Беларусь        4610,5        4643,9        4665,9

Информация о работе Согласование работы рынка труда и биржи труда