Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1. определение сущности социальной экономики в целом и изучение опыта формирования социально-экономических моделей развития зарубежных стран;
2. выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития,
3. определение результативности и эффективности проведенных реформ
4. изучение важности и необходимости проведения дополнительных преобразований в социально-экономической сфере.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Социально-ориентированная экономика: основные признаки и специфика функционирования в различных странах…………………………5


2. Особенности социально-ориентированной модели Республики Беларусь…………………………………………………………………………13


3. Результативность социально-экономических реформ в Республике Беларусь и важнейшие приоритеты экономической политики…20
Заключение………………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………34
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования2.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

     Требуется реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, следующими способами:

          – совершенствование образовательных программ и стандартов;

          – увеличение ориентации на потребности НТП и рынка труда;

        – четкое определение границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.

        В здравоохранении следует конкретизировать систему государственных гарантий, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи, внедрить новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда.

     Инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение. В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повысить роль научных исследований и разработок, превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

     На  основе инноваций необходимо создать  благоприятные условия для внедрения  в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Для Беларуси, как ресурсозависимой страны, указанный приоритет имеет стратегическое значение. Высокие интеллектуальные ресурсы страны должны быть задействованы на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать обеспечению положительного сальдо внешней торговли, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, ввиду их невозобновляемости, усложнения условий и удорожания стоимости их добычи и связанного с этим роста цен.

     Наращивание экспортного потенциала страны. Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции, которая является востребованной на мировом рынке. Это тот сектор экономики, который обеспечивает приумножение валютных поступлений в страну и выступает сегодня важнейшей движущей силой экономического роста для традиционных, но жизненно важных отраслей и производств.

     Развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села. Земля была и остается одним из главных элементов нашего национального богатства. Поэтому экономический рост невозможен без эффективного ее использования, достижения продовольственной безопасности страны. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, по привлечению инвестиций, в том числе частных, по развитию социальной инфраструктуры села для того, чтобы максимально приблизить жизненные стандарты сельских жителей к городским, повысить уровень привлекательности сельского образа жизни.

     Развитие  малых и средних  городов. Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов. Это вызвало негативные последствия – скученность населения, сверхнормативный уровень загрязнения окружающей природной среды, недостаточное развитие периферийных проблемных регионов и малых городов, усиление территориальных различий в уровне жизни населения. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов уже действующих фирм, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания.[9, с.49]

     Жилищное  строительство было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны. Оно является основным звеном в системе стимулирования развития не только строительного комплекса, но и сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить возведение жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. При этом особое внимание следует уделить снижению стоимости строительства, созданию благоприятных условий для расширения сферы источников его финансирования, внедрению и развитию системы стройсбережений и ипотечного кредитования, улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и других нуждающихся категорий граждан.

     Основная  цель социальной политики повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

     Целевыми  ориентирами политики доходов населения являются:

     1. Рост реальных денежных доходов населения (на 149–156%). Он будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда. Реализация намеченных мер по росту ВВП позволит обеспечить прирост реальных денежных доходов населения на 49–56 процентов. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.

     2. Повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников (на 152–158%);

     3. Поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – до величины бюджета прожиточного минимума, а на основе этого – обеспечение в 2006–2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза.

     4. Предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов, которому будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

     5. Социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи.

     6. Совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза).

     7. Дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

     Основной  целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников. Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

     Важнейшей функцией государства остается обеспечение  государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда  и регулирование заработной платы  работников бюджетной сферы.

     Для этого необходимо обеспечить:

       – создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

     – опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

     – поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

     – предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

     – развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

     Для того, чтобы исключить необоснованную межотраслевую дифференциацию в оплате труда необходимо сохранить государственное регулирование заработной платы при дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, а также определить размеры выплат стимулирующего характера. В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное регулирование оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.[7]

     Если  говорить о самых ближайших перспективах развития – на 2010 год – то можно  отметить следующие направления  развития:

1. Увеличение реальной зарплаты на 14% (500$ в эквиваленте) и, соответственно, увеличение пенсий, стипендий и других социальных выплат.

     2. Рост ВВП на 12%.

     3. Снижение процентной ставки на вклады в белорусских рублях.

     4. Увеличение инвестиций в основной капитал на четверть, иностранных инвестиций – на треть.[13]

     5. Достижение внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

     6. Приоритетными направлениями развития банковского сектора станут преодоление негативных последствий мирового финансово–экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.[14]

     А также снижение себестоимости продукции, бережливость, дебюрократизация –  эти приоритеты были выделены на совещании по актуальным вопросам социально-экономического развития в 2010 году Президента Республики Беларусь с правительством.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог работы, нужно сказать, что возникновение социально ориентированной экономики было закономерной тенденцией мирового экономического развития. Она явилась результатом суммирования опыта предыдущих поколений в совершенствовании экономического строя общества. Однако необходимо и дальше разрабатывать приоритетные направления экономики, совершенствовать все сферы экономической жизни людей для дальнейшего повышения качества жизни человечества, учитывая существующую экологическую обстановку. Социальная экономика является наиболее эффективным средством улучшения благосостояния людей, дает возможность каждому человеку раскрыть свой потенциал, внести вклад в развитие общества. Но на сегодняшний момент одной из главнейших проблем является совершенствование адресности социальной политики: важно донести поддержку до тех, кто в ней действительно нуждается. Решение этой проблемы значительно повысит эффективность социально-экономических реформ государства.

     Социально-экономическая модель Республики Беларусь представляет собой органичное сочетание рыночных и социальных принципов регулирования экономической деятельности. Экономика страны включает в себя прибыльный (рыночный) и неприбыльный (государственный) сектора. Они в совокупности максимально полно удовлетворяют постоянно изменяющиеся и возрастающие потребности граждан. Также социально-экономическая модель Республики Беларусь акцентирует внимание на социальной защите нуждающихся граждан, а также на экологической безопасности производственных процессов.

Информация о работе Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования