Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1. определение сущности социальной экономики в целом и изучение опыта формирования социально-экономических моделей развития зарубежных стран;
2. выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития,
3. определение результативности и эффективности проведенных реформ
4. изучение важности и необходимости проведения дополнительных преобразований в социально-экономической сфере.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Социально-ориентированная экономика: основные признаки и специфика функционирования в различных странах…………………………5


2. Особенности социально-ориентированной модели Республики Беларусь…………………………………………………………………………13


3. Результативность социально-экономических реформ в Республике Беларусь и важнейшие приоритеты экономической политики…20
Заключение………………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………34
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования2.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

     -  социальная устойчивость и социальный  мир в стране;

     -  общий уровень ВВП на душу  населения данной страны, превышающий  среднемировой;

     -  снижение доли населения, находящегося  за чертой бедности до соответствия уровню безработицы (в Беларуси ниже черты бедности живут 22% населения) [1, с.148];

     -  снижение уровня безработицы  до фрикционного ее уровня;

     -  рост продолжительности жизни  и ее качества выше среднемирового.

     При таком подходе к социально  ориентированному виду экономики кроме названных ее признаков, можно выделить также и антипризнаки:

     -  наличие высокого уровня безработицы  (выше фрикционного уровня);

     -  наличие групп граждан, находящихся  ниже черты бедности, по численности превышающих численность безработных;

     -  наличие социальных конфликтов  в данном обществе, обуславливающих  его социальную неустойчивость.[3, с.197]

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

     Необходимость научной разработки и обоснования механизма функционирования и дальнейшего развития социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь предопределяется рядом обстоятельств:

  1. Необходимо конкретизировать ожидаемый результат перехода от централизованно-планируемой экономики к рыночной, определить сущность и содержание формирующейся при этом новой системы общества. Это сводится к определению его структурных составляющих и параметров развития, того, что оно несет в себе для человека, предприятий и коллективов, регионов и страны в целом, что общего и особенного в моделях социально ориентированной экономики в разных странах.
  2. В соответствии с разработанной моделью необходимо сформулировать стратегические цели и задачи социально-экономической политики в республике. Это предполагает решение вопросов о сути и приоритетных направлениях формирования общества с социально ориентированной рыночной экономикой.
  3. Уточнение общей стратегической цели социально-экономического развития в интересах отдельных субъектов хозяйствования, что поможет эффективно реализовать выбранную модель.
  4. Рассмотрение основных целей и задач нашей страны в контексте долгосрочных тенденций мирового социально-экономического развития для того, чтобы выбранная нами модель социально ориентированной экономики соответствовала условиям будущего. Одна из основополагающих глобальных особенностей современного мира является социализация. Она заключается в повышении влияния социального начала, социальных отношений, связанных с человеком, человеческим потенциалом, человеческим и интеллектуальным капиталом. Социализация – это огромный узел экономических, социальных, и идеологических проблем. На ее основе происходит переход к инновационному типу экономического роста, основанному на потенциале интеллекта, образованности и творчества персонала. Однако социально ориентированная экономика постоянно меняется, поэтому необходимо, чтобы выбранная модель не оказалась ошибочной и достигнутые стратегические цели развития не оказались устаревшими.

     Экономика Беларуси по критериям социальной ориентированности  последовательно подходит, а по некоторым из них превосходит пороговые значения. Ее характерными особенностями являются:

  1. доминирование общественной собственности при определяющей роли государственной собственности;
  2. приоритет социальной политики и социального благосостояния в экономическом развитии, что соответствует тенденции социализации;
  3. возрастание роли человеческого потенциала и высокая доля государственных расходов на его поддержание;
  4. эволюционное формирование рыночной экономики и рыночного механизма хозяйствования на основе сочетания рыночных принципов и государственного регулирования;
  5. преобладание государственного финансирования и оказание социальных услуг (около 60% бюджета направляется на социальные нужды);
  6. приоритет адресности и внерыночности в предоставлении социальных услуг и др.

     Социальная  экономика не является раз и навсегда заданной, она находится в постоянном движении. На это влияют следующие факторы: становление постиндустриального общества; усиление процессов экономической глобализации; нарастание глобальных проблем человечества; приоритет неисчерпаемых источников развития (человеческого потенциала и потребления), который способствует физическому и духовному совершенствованию человека; индивидуализация условий труда, повышение его творческого характера; несбалансированность бюджетной системы из-за значительных расходов на социальное обеспечение; угроза падения темпов экономического роста; повышение уровня безработицы и снижение мобильности рынка труда; спад конкурентной активности  и др. [4, с.5]

     Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ. Республике Беларусь требуется дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала. Особое внимание должно уделяться гармонизации отношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды. Требует совершенствования экономический механизм природопользования с учетом ожидаемых преобразований в сфере производства и социальной жизни. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды должно быть направлено на интеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов: поощрение наиболее эффективных мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных с экологической точки зрения видов деятельности.[5, с. 4]

     Устойчиво развивающаяся национальная экономика  должна быть эффективной, конкурентоспособной  и одновременно социально-ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения.

     Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и  решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. Поэтому к 2020 году по сравнению с 2005 предусматривается повышение ВВП в 2,3-2,5 раза, инвестиций в основной капитал – в 2,4-2,7 раза, продукции промышленности – в 1,6-1,7 раза, продукции сельского хозяйства – в 1,6 раза, продукции сферы услуг – в 2,4-2,6 раза. В структуре экономики страны к 2020 году доля производства товаров должна последовательно снизиться до 37-38%, а доля сферы услуг возрасти до 50-52%. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления с 24-25% до 30-31% и доли инвестиций с 21-22% до 26-27%. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

     На  первом этапе (до 2010 года) предусматривается  повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения  использования факторных условий: природных и трудовых ресурсов, научно-технического и инновационного потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках. Планируется дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики. Также на этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, безопасности страны, модернизации производственного аппарата.

     На  втором этапе (2011-2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, создать условия для формирования постиндустриального общества. Также целью этого этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесение акцента с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений наук и техники, создание экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов.

     Главная цель структурных преобразований в  промышленности – значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

     Для стабильного обеспечения платежного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается:

     1. улучшение структурно-ассортиментной  сбалансированности производства  и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения;

     2. повышение конкурентоспособности  отечественных товаров на основе  модернизации производства;

     3. реструктуризация и совершенствование  организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

     С учетом ресурсных возможностей и  специализации промышленности страны планируется развивать производство наукоемких и трудоемких товаров. Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья – продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий. На период 2011-2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса в условиях его экологизации. Для этого потребуется качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциалов.

     Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства определена интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

     В перспективе развитие аграрных отношений  будет ориентировано на крупное и среднее товарное производство в сочетании с мелким частным хозяйством. Удельный вес фермерских хозяйств в общем землепользовании возрастет до 10% за счет расширения земельных угодий через аренду земельных долей тех собственников, которые не желают заниматься предпринимательской деятельностью. Приоритетным направлением институциональных преобразований в агропромышленном комплексе должно стать развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований, основными из которых станут агропромышленные группы, холдинги, ассоциации.

     Основной  целью строительного комплекса является более полное удовлетворение потребности населения и народного хозяйства страны в высокоэффективной строительной продукции, успешно конкурирующей на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели предусматривается создание и внедрение ресурсосберегающих технологий и материалов, обеспечивающих улучшение качества, снижение материалоемкости, энергоемкости и стоимости строительства; выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, отвечающие требованиям сооружения зданий нового поколения; расширение экспортного потенциала; обеспечение охраны и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

     Развитие  транспорта и связи будет осуществляться в соответствии с программными документами в направлении модернизации производственного потенциала, особенно транспортных средств сообщения; гармонизации отношений с окружающей средой; создания и внедрения новых прогрессивных технологи и техники; укрепления транспортно-экономических связей с сопредельными государствами и совершенствования нормативно-правовой базы.

Информация о работе Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования