Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1. определение сущности социальной экономики в целом и изучение опыта формирования социально-экономических моделей развития зарубежных стран;
2. выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития,
3. определение результативности и эффективности проведенных реформ
4. изучение важности и необходимости проведения дополнительных преобразований в социально-экономической сфере.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Социально-ориентированная экономика: основные признаки и специфика функционирования в различных странах…………………………5


2. Особенности социально-ориентированной модели Республики Беларусь…………………………………………………………………………13


3. Результативность социально-экономических реформ в Республике Беларусь и важнейшие приоритеты экономической политики…20
Заключение………………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………34
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования2.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

     Важнейшим фактором развития человеческого потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является социальная политика государства, призванная создать необходимые  условия, обеспечивающие достойную  жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет достигаться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  1. реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  2. гарантирование прав на свободу человека и свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, для того, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  3. дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  4. солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  5. обеспечение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи – основной ячейки общества, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, прежде всего молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков, на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

     Одной из важнейших особенностей социальной политики Республики Беларусь является социальная защита населения. Она представляет собой взаимосвязанные законодательные, экономические и социальные условия, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер по защите его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.п. В настоящее время законодательно  устанавливаются размеры минимальной заработной платы, минимальной пенсии, существуют стандарты в области образования, здравоохранения, разрабатывается и апробируется новая модель оплаты жилья, коммунальных услуг, потребляемой в быту электроэнергии.

     В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов можно реально  помочь только тем, кто в силу объективных  причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения. Оказание социальной помощи предполагает применение принципа адресности.

     Забота  о людях проявляется и в  уровне обеспечения их услугами: бытовыми, коммунальными, торговыми, медицинскими, юридическими, организаций культуры, страхования, управления имуществом. Право на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению.

     Принципами  социальной защиты граждан в нашей  республике являются:

     -  принцип надежности системы социальной  защиты населения;

     -  принцип максимального использования  заработной платы как основного  источника обеспечения социальной  защиты занятого трудоспособного населения;

     -  создание единой системы адресной  поддержки нуждающихся и незащищенных  слоев и малоимущих групп населения;

     -  принцип контроля и проверки  нуждаемости в социальной защите;

     -  принцип регулирования соотношения  сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;

     -  принцип реализации целевых программ  поддержки государством малообеспеченных  граждан.

     Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях обеспечения  условий повышения уровня жизни  населения, поддержания справедливости в обществе, нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики.

 

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ВАЖНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
 

     Программа социально экономического развития Республики Беларусь была разработана в соответствии с мировыми тенденциями социально-экономического роста, однако она адаптирована под исторические, экономические, ментальные особенности нашего государства для более эффективного выполнения прогнозных показателей развития экономики и социальной сферы. Для начала рассмотрим прогнозные показатели, разработанные на 2006 – 2010 годы. Они отражают результаты, которые необходимо достичь, выполняя Программу социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и далее. По всем направлениям прогнозируется стабильный поступательный рост экономики, что позволит повысить благосостояние народа, обеспечить ему социальные и иные гарантии, создать условия для гармоничного развития личности.

     Основой социальной работы является экономическая деятельность государства. Экономика создает материальные возможности оказания помощи нуждающимся, что является необходимым условием устойчивого экономического развития. При осуществлении социальной работы особое внимание уделяется анализу влияния экономических процессов на благосостояние населения. Определяющими показателями благосостояния являются доходы населения.[12, c.75] В Беларуси динамика денежных доходов населения может быть представлена следующей таблицей:

     Таблица 3.1

     Денежные  доходы населения 

Периоды Денежные доходы населения – всего, млрд. руб. Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц
2004 29564,9 250,8
2005 38622,4 329,3
2006 48685,1 416,9
2007 58670,0 503,9
2008 76346,3 657,2

     [11, c.68]

     Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод о том, что, как денежные доходы населения в целом, так и денежные доходы на душу населения в период с 2000 по 2008 годы возрастали, причем динамика роста увеличивалась.

     Основным  источником доходов населения является заработная плата. По ее величине в основном определяется благосостояние человека. Однако заработная плата варьирует в зависимости от уровня квалификации работника, его образования, стажа работы, а также отрасли экономики, в которой он занят. В Республике Беларусь динамика реальной начисленной среднемесячной заработной платы работников по отраслям экономики за 2003 – 2008 годы выглядит следующим образом:

     Таблица 3.2

Реальная  начисленная среднемесячная заработная плата  работников по отраслям экономики

(предыдущий период=100) 

Периоды Всего Отрасли
Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт Связь Торговля и  общественное питание ЖКХ Здравоохранение Образование Культура и  искусство Наука и научное  обслуживание
2003 103,2 101,5 96,1 105,9 103,3 105,5 98,8 99,7 103,6 102.3 104,6 109,7
2004 117,4 115,0 122,3 117,6 116,4 117,5 118,1 117,6 115,8 114,6 117,0 114,8
2005 120,9 118,4 128,8 117,8 120,8 120,5 122,6 120,3 124,0 124,3 124,4 123,2
2006 117,3 117,6 118,9 117,9 119,2 112,1 119,6 115,9 115,8 115,1 116,2 117,9
2007 110,0 111,4 108,8 111,7 107,0 110,9 114,4 107,7 105,5 102,8 106,6 117,2
2008 109,9 111,8 115,1 113,8 107,7 108,7 113,8 107,4 103,2 100,7 102,7 111,1

     [11, c.70-71]

     Из  данной таблицы видно, что динамика реальной начисленной заработной платы работников во всех отраслях экономики неоднозначна, но в целом резких спадов не наблюдается. Конечно же, в перспективе должен быть обеспечен стабильный рост доходов, но для этого необходимо вывести в целом экономику страны на высокий уровень развития, соответствующий мировым показателям. Задачей на 2010 год для нашей страны стало доведение уровня средней заработной платы до 500$ в эквиваленте.

     Важнейшим фактором развития экономики являются государственные инвестиции в основной капитал. Это мощнейший инструмент воздействия на экономику, стимулирования ее развития. В таблице 3 и 4 приведены данные о государственных инвестициях в основной капитал в целом и по отдельным отраслям экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.3

     Инвестиции  в основной капитал

     (в  фактически действовавших ценах;

     миллиардов  рублей) 

     Период      Инвестиции  в основной капитал, всего
     2003      7131,2
     2004      10783,4
     2005      15095,8
     2006      20374,1
     2007      26053,3
     2008      35883,6

     [11, c.85]

     Таблица 3.4

     Структура инвестиций в основной капитал по отдельным  отраслям экономики (в процентах к итогу) 

Периоды Всего Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Связь Строительство Торговля и  общественное питание Жилищное строительство Коммунальное  хозяйство Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение Образование
2003 100 33,3 5,9 11,5 6,8 2,6 3,5 16,7 7,7 4,4 1,0
2004 100 31,6 8,4 10,3 6,4 2,9 4,1 16,1 7,8 4,3 1,3
2005 100 28,9 13,3 9,5 5,5 3,0 3,9 16,3 7,1 4,5 1,5
2006 100 27,4 17,2 8,0 5,3 3,4 4,0 15,4 6,6 5,1 1,4
2007 100 28,0 14,6 8,8 4,2 3,7 4,0 17,0 6,6 4,8 1,5
2008 100 27,7 14,6 8,4 2,9 3,9 5,0 17,9 7,3 4.7 1,4

     [11, c.85-86]

     Таким образом, общий объем инвестиций в основной капитал возрастает, что благоприятно сказывается на развитии экономики. Наибольшее инвестирование происходить в сферу промышленность, т.к ее развитие наиболее выгодно для улучшения состояния экономики государства. Также существенны инвестиции в жилищное строительство и сельское хозяйство, т.к. эти сферы экономики являются приоритетными для нашего государства.

     Динамику  темпов роста экономических показателей в сельском хозяйстве можно представить в следующих таблицах:

     Таблица 3.5

     Производство  продукции растениеводства  для хозяйств всех категорий (тысяч  тонн) 

Периоды Зерновые и  зернобобовые Картофель Овощи Льноволокно Сахарная свекла
2003 5448,8 8649,4 2001,6 41,3 1920,4
2004 7015,8 9902,1 2035,3 56,6 3088,2
2005 6420,4 8184,8 2007,0 50,4 3065,1
2006 5923,1 8329,4 2173,5 29,2 3978,4
2007 7216,4 8744,0 2153,3 38,8 3626,1
2008 9015,0 8748,7 2295,2 60,9 4030,3

     [11, c. 82]

     Таблица 3.6

     Производство  продукции животноводства для хозяйств всех категорий (тысяч  тонн) 

Информация о работе Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования