Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1. определение сущности социальной экономики в целом и изучение опыта формирования социально-экономических моделей развития зарубежных стран;
2. выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития,
3. определение результативности и эффективности проведенных реформ
4. изучение важности и необходимости проведения дополнительных преобразований в социально-экономической сфере.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Социально-ориентированная экономика: основные признаки и специфика функционирования в различных странах…………………………5


2. Особенности социально-ориентированной модели Республики Беларусь…………………………………………………………………………13


3. Результативность социально-экономических реформ в Республике Беларусь и важнейшие приоритеты экономической политики…20
Заключение………………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………34
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования2.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

     Опыт  различных стран и развивающаяся  теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики:

  1. Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
  2. Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
  3. Принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
  4. Принцип установления социальных гарантий как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.
  5. Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
  6. Принцип социальной защиты тех, кто оказался незащищенным.
  7. Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
  8. Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
  9. Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
  10. Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.

     Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются рыночное хозяйство и социальная сфера. Их соотношение, структура не могут обозначиться заранее жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах. Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой этой формулой, в которой «социальная» и «рыночная» существуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, даже в противоречивости двух составляющих – рыночности и социальности, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонентов. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы и не выходили из ее координат.

     Главный критерий социально ориентированной  рыночной экономики – ее социальная устойчивость. Социальная устойчивость – такое состояние общества и  его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности. Формами проявления социальной стабильности служат:

     -  отсутствие поляризации доходов  и положения разных социальных групп населения;

     -  достаточность доходов всех слоев  населения для самообеспечения  воспроизводства своей жизни;

     -  наличие социальных гарантий;

     -  надежность социальной защиты;

     -  отсутствие социальных конфликтов.

     Для обеспечения социальной устойчивости обществу необходима развитая социальная сфера, представляющая совокупность отраслей экономики и экономических отношений, которые, отражая и реализуя интересы разных социальных групп населения данного общества, обеспечивают общественное воспроизводство человеческого потенциала. Социальная сфера определяет реальное состояние субъектов и через них влияет на доходность и эффективность экономики. В круг объектов государственного регулирования социальной сферы включают:

     -  создание такого социального  порядка на производстве, при котором складывается уважительное отношение к работнику наемного труда как к человеку и коллеге;

     -  реализация конкурентного порядка;

     -  проведение оптимальной политики  для преодоления возможных злоупотреблений  экономической властью;

     -  проведение политики занятости;

     -  выравнивание доходов для устранения  нездоровой их разницы через  налоги, дотации, выплаты на детей,  жилье и т.п.;

     -  проведение жилищной политики  и строительство социального  жилья;

     -  осуществление структурной политики;

     -  создание товариществ взаимопомощи;

     -  развертывание социального страхования;

     -  планирование городского строительства;

     -  установление минимальной заработной  платы и обеспечение ее выплаты;

     -  сохранение здоровья нации (народа);

     -  сохранение национальной безопасности;

     -  охрана окружающей среды.

     Важнейшими  принципами организации и использования  социальной сферы в социально  ориентированной рыночной экономике  можно назвать следующие:

  1. Принцип социального паритета граждан: перед всеми законами, в национальных и других отношениях, вероисповедании и т.п.
  2. Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая взаимная поддержка, опирающаяся на общность основных целей всех граждан данной страны.
  3. Принцип социальной справедливости, рассматриваемый в целом как отношения симметричности в жизни общества и его социальных групп, например, соответствие прав и обязанностей, адекватность трудового вклада и социального положения человека и т.п.

     Для выполнения функций и реализации изложенных принципов социальной сферы  возникает необходимость в особой социальной политике, которая представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования социально-экономических условий жизни и отношений между социальными группами общества.

     Однако  социальную политику не всегда возможно осуществить в полной мере, особенно это касается переходного периода. Поэтому различается краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная социальная политика. Так, например, для краткосрочной политики в Республике Беларусь, живущей в переходных условиях, приоритетными ныне являются такие социальные цели, как прекращение снижения реальных доходов населения, снижение доли лиц, находящихся за чертой бедности, снижение безработицы. Затем можно будет достигнуть цели среднесрочной и долгосрочной социальной политики.

     В Республике Беларусь программа перехода к социально ориентированной  рыночной экономике принята в 1996 году. Модель, осуществляемая в нашей  стране, вобрала в себя основополагающие черты типичного социального  рыночного хозяйства, однако она  имеет и свои особенности, обусловленные ее историей, реальностью, менталитетом. Наша модель в связи с последствиями чернобыльской катастрофы и ввиду грозящего экологического «инфаркта» должна в свою формулу ввести еще одну составляющую: экологическую ответственность. При таком подходе это будет социально ориентированная и экологически ответственная модель.

     Обратим внимание еще на один элемент рассматриваемой  формулы «социальное рыночное хозяйство». Последний ее элемент уже не адекватен  современным тенденциям развития. В  ряде развитых стран мира рыночный тип экономики устойчиво сменился смешанным типом, где рыночная координация в значительной мере дополняется государственным регулированием экономики, а рыночный (прибыльный) сектор национального хозяйства сочетается с неприбыльным сектором, производящим общественно необходимые блага и услуги, невыгодные для рыночного сектора хозяйства. В таком смысле формула нашей модели должна уточниться следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика.

     Коренная  суть смешанной экономики заключается  в сочетании рыночной и нерыночной форм организации производства для  удовлетворения общественно важных потребностей. Существование и рост государственного сектора экономики  наряду с рыночным можно видеть в Германии (47,7%), Франции (54%), Финляндии (54%0), Швеции (62%). Таким образом, государственный сектор экономики означает, что субъектом экономики становится государство. Однако он является неприбыльным, т.е. нерыночным и организуется ради удовлетворения социально важных, но неплатежеспособных потребностей, т.е. для расширения круга и увеличения степени удовлетворения определенных потребностей за счет создания благ в особом общественном секторе экономики.

     Таким образом, социально ориентированная  экономика может реализоваться только в рамках смешанной экономики. Это подтверждается практикой ряда стран, в которых сформировались модели социальной смешанной экономики. Так, германская модель социальной рыночной экономики характеризуется следующими основными чертами:

     -  наличие индивидуальной свободы  и развитость конкуренции как  условий реализации рыночных  механизмов;

     -  социальная политика с опорой  на компромиссные решения разных  социальных групп на прямое  участие государства в социальном  обеспечении граждан;

     -  государственное регулирование антициклического и антиинфляционного порядка;

     -  осуществление принципа социального  партнерства.

     С некоторыми различиями социальная рыночная экономика утвердилась также  в Австрии, Франции, Греции, Швеции, Финляндии, образовав свои модели.

     Например, французская модель отличается от других прежде всего системой планирования. Она формировалась в три этапа:

  1. Характерно сильное вмешательство в экономику государства.
  2. Переход к индикативному планированию, при котором более демократично определяются позиции государства и частного бизнеса.
  3. Переход от индикативного планирования к стратегическому.

     Средствами  государственного регулирования экономики  во Франции являются налоговая система, цены, кредитная система и др.

     Таким образом, в современных условиях социальная ориентация экономики формируется в основном на базе смешанного типа экономической системы. Однако следует упомянуть о двух главных внутренних противоречиях данной модели: 1. Между рыночным хозяйствованием и нерыночным производством благ; 2. Между рыночным механизмом координации и государственным регулированием. Эти противоречия можно решить путем рационализации и оптимизации соотношения рынка и государства  с опорой на правовое, законодательное регулирование.

     Подытоживая, назовем основные характеристики рассматриваемого вида экономической системы. Социально ориентированная экономика – это:

  1. Экономика, формирующаяся под воздействием определенных провалов рынка и централизованно-плановой системы;
  2. Смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;
  3. Смешанная экономика, сочетающая прибыльный и неприбыльный секторы;
  4. Экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;
  5. Экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства, притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;
  6. Экономика, функционирующая на основе принципа социального партнерства;
  7. Экономика, где приоритетно реализуется принцип экологической ответственности.

     Исходя  из основных характеристик социально  ориентированной рыночной экономики, можно вывести и основные критерии, позволяющие определить социальную ориентированность экономической политики и ее реализации в той или иной стране. Такими критериями могут быть:

Информация о работе Социально-экономическая модель РБ и особенности ее функционирования