Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: юридическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории.
Введение ………………………………………...……..…...…………..……
1. Социально-экономическая сущность собственности ……………....
1.1. Понятие собственности………………………………….…….…….
1.2. Виды и формы собственности………………….. ………………….
1.2.1. Частная собственность………………………………………..
1.2.2. Общественная собственность………………………………..
1.3. Способы преобразования форм собственности …………………..
2. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития ……...………………………………………………………
2.1. Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям …………………….…….........
2.2. Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации…..…………..………………………………
3. Перспективы развития отношений собственности в России ……..
3.1. Основные тенденции развития форм собственности в РФ ………
3.2. Концепция государственной политики в области развития отношений собственности ………….……………………………....
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………...……………….…...
За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО "Сибнефть"; ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (группа "Уралмаш-Ижора") пополнилось долями в РАО "ЕЭС России", "Мосэнерго".
Был усилен контроль над ОАО "АвтоВАЗ" и "КАМАЗ", "Силовые машины" и др. Так, в 2005г. ОАО "ЕЭС России" приобрело пакет акций "Силовых машин", "Рособоронэкспорт" - пакет акций "АвтоВАЗа", "Оборон-пром" - акции "Камова". В 2006 г. было приобретено 13% акций "Алросы" — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний [13, с. 28]. Российская Федерация является весьма крупным собственником. Динамика структурных изменений госсобственности показана в табл. 1, 2, 3.
Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||
Число предприятий и организаций, единиц |
|
|
|
|
| ||||
Всего | 11362 | 12288 | 13130 | 13757 | 14326 | ||||
В том числе по формам собственности: |
|
|
|
| |||||
частная | 6501 | 7042 | 7799 | 8456 | 9140 | ||||
государственная | 858 | 874 | 864 | 860 | 842 | ||||
муниципальная | 1050 | 1290 | 1364 | 1392 | 1369 | ||||
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 1847 | 1962 | 2031 | 2102 | 2087 | ||||
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 1106 | 1120 | 1072 | 947 | 888 | ||||
В процентах к итогу |
|
|
|
|
| ||||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||
В том числе по формам собственности: | |||||||||
частная | 57,2 | 57,3 | 59,4 | 61,4 | 63,8 | ||||
государственная | 7,6 | 7,1 | 6,6 | 6,2 | 5,9 | ||||
муниципальная | 9,2 | 10,5 | 10,4 | 10,4 | 9,6 | ||||
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 16,3 | 16 | 15,4 | 15,2 | 14,5 | ||||
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 9,7 | 9,1 | 8,2 | 6,8 | 6,2 |
Таблица 2
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Число предприятий и организаций, единиц |
|
|
|
|
Всего | 14986 | 14833 | 14785 | 15389 |
В том числе по формам собственности: | ||||
частная | 10035 | 10096 | 10459 | 11422 |
государственная | 784 | 755 | 748 | 773 |
муниципальная | 1367 | 1551 | 1555 | 1493 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 2041 | 1928 | 1607 | 1287 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 759 | 503 | 416 | 414 |
В процентах к итогу |
|
|
|
|
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по формам собственности: | ||||
частная | 67 | 68,1 | 70,7 | 74,2 |
государственная | 5,2 | 5,1 | 5,1 | 5,0 |
муниципальная | 9,1 | 10,4 | 10,5 | 9,7 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 13,6 | 13,0 | 10,9 | 8,4 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 5,1 | 3,4 | 2,8 | 2,7 |
Таблица 3
Показатель | 2010 | 2011 | |
Число предприятий и организаций, единиц |
|
| |
Всего | 15724 | 15497 | |
В том числе по формам собственности: | |||
частная | 12013 | 12172 | |
государственная | 746 | 718 | |
муниципальная | 1441 | 1352 | |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 1164 | 902 |
|
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 360 | 353 | |
В процентах к итогу |
|
| |
Всего | 100 | 100 | |
В том числе по формам собственности: | |||
частная | 76,4 | 78,6 | |
государственная | 4,7 | 4,6 | |
муниципальная | 9,2 | 8,7 | |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 7,4 | 5,8 | |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 2,3 | 2,3 |
Несмотря на явные изменения в структуре собственности, государство еще не распродало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.
В последние месяцы 2005г. в разы возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной собственности.
Ротация форм собственности происходит двумя способами.
Первый – это отъем собственности у так называемых эффективных собственников. Инструментом деприватизации (см. рис.2) служит дополнительная эмиссия акций в размере долга, и эти акции становятся собственностью государства.
Второй способ – выкуп контрольного пакета акций корпорации, предотвращающий ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками) [21].
Как показывает опыт развитых стран, в конкретных экономических ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее компаний частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитии транспортной сети государства. Реальные инвестиции обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных пользователей, то есть определенное перераспределение финансовых ресурсов.
Другой пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует весомых вложений в новое строительство продуктопроводов. В подобные моменты обычно увеличивается доля государственного сектора в национальной экономике любого государства.
Считается, что эта временная мера, обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением такой потребности может снова измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники имеют больше финансовых возможностей для приобретения значимых для государства активов, чем национальные.
Когда отечественным, пусть даже достаточно эффективным корпорациям не хватает финансовых ресурсов для "стратегических" сделок, в игру вступает государство - покупателем становится 100%-но подконтрольная государству корпорация. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти "временно-государственные" активы будут реализованы частному сектору.
Интересы государства распространяются на корпорации, стратегически позиционирующие страну в мирохозяйственных связях. Если такое предприятие находится в частной собственности, собственник может перепрофилировать его из-за снижения рентабельности. В этом случае государство также "сработает" эффективно, если выкупит по рыночной цене контрольные пакеты акций существующих предприятий. Это выгоднее, чем строить новые. Используя рычаги регулирования, государство решит проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проведет организационную реструктуризацию (например, создаст холдинг со 100%-м участием государства). После реструктуризации бизнеса, а именно: совершенствования системы управления, выработки рациональной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом, компания по рыночной цене, через аукцион, продается новому эффективному собственнику.
Такие операции могут принести государству значительно больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию и финансовое оздоровление корпорации. Нужно лишь правильно определить временные периоды для "усиления" либо "ослабления" государственного присутствия в конкретном секторе национальной экономики [10,c.8].
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
3.1 Основные тенденции развития форм собственности в РФ
Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к «цивилизованной» экономике, свойственной развитым странам?
Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Идеальная модель частной собственности базируется по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях. Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы. Вторая, по сути, обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные [3, с.122].
Информация о работе Собственность, ее виды и способы преобразования