Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 22:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать слияния и поглощения как стратегию реструктуризации российских ТНК. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды, история и мотивы слияний и поглощений в мировом хозяйстве;
- изучить современные тенденции и динамика сделок слияний и поглощений в мире;
- рассмотреть проблемы слияний и поглощений и их перспективы.
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Понятие, виды, история и мотивы слияний и поглощений в мировом хозяйстве -------------------------------------------------------------------- 4
1.1. Определения и классификации слияний и поглощений. Волны слияний и поглощений в мировой экономике ----------------------------------- 4
1.2. Основные мотивы слияний и поглощений компаний в мировой практике. Тактики поглощений и защиты компаний от них ---------------- 15
Глава 2. Проблемы слияний и поглощений и их перспективы ------------- 50
2.1 Основные причины неудачных сделок по слиянию и поглощению -- 50
2.2 Перспективы рынка M&A России -------------------------------------------- 53
Глава 3. Современные тенденции и динамика сделок слияний и поглощений в мире ------------------------------------------------------------------ 33
3.1. Слияния и поглощения как стратегия реструктуризации российских
ТНК ------------------------------------------------------------------------------------- 33
3.2. Особенности слияний и поглощений в Европе ----------------------------44
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 55
Список использованной литературы --------------------------------------------- 57
В мировой практике различают следующие тактики поглощения:13
Также рейдер может выступать
в роли "серого рыцаря". "Серый
рыцарь" (gray knight) - поглотитель, который
пытается снизить цену, предлагаемую белым
рыцарем, но для поглощаемой компании
он более предпочтителен, чем враждебный
поглотитель.
Во многих случаях
слияния и поглощения проводятся по взаимному
согласию между высшим управленческим
персоналом обеих компаний. Однако нередка
и практика враждебных слияний, при которых
руководящий состав приобретаемой компании
не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет
ряд противозахватных мер. Хотя и наблюдается
значительное снижение объемов враждебных
слияний/поглощений в мире (см. рис. 2), данный
вид сделок может стать достаточно актуальным
в российских условиях.
Рис. 2. Доля враждебных транснациональных
слияний/поглощений в 1987—1999 гг.
(% от общего объема/количества)
Источник: UNCTAD, cross-border M&As database.
В этом случае компания,
которая хотела бы приобрести заинтересовавшую
ее фирму, в обход менеджеров обращается
непосредственно к акционерам целевой
фирмы или не обращается вовсе. Существуют
два возможных способа враждебного поглощения
компании с привлечением ее акционеров.
Наиболее распространенным
из них является прямое предложение о
покупке контрольного пакета, или, иначе,
тендерное предложение акционерам компании.
Другой способ называют
борьбой за доверенности, поскольку он
предполагает получение права голосования
чужими акциями, т.е. голосования по доверенности.
В этом случае пытаются
найти поддержку среди определенной части
акционеров целевой компании на очередном
ежегодном акционерном собрании. Стремление
получить доверенности на голосование
обходится дорого, и из этой борьбы трудно
выйти победителем.
Менеджеры компаний,
сопротивляясь предполагаемому поглощению,
могут преследовать две цели:
При захвате
более или менее успешной компании, особенно
при сопротивлении менеджеров, значительную
долю средств приходится выплачивать
в качестве премии акционерам за утрату
контроля. В большинстве случаев размер
премии колеблется от 20 до 40% «справедливой»
рыночной цены компании [8].
В некоторых случаях
для смягчения противоречий между компаниями
менеджерам поглощаемых фирм предоставляют
так называемые «золотые парашюты», т.е.
изрядные выходные пособия на случай потери
ими работы в результате поглощения. Чаще
всего эти пособия выплачиваются поглощающей
компанией, но иногда и акционерами целевой
фирмы, чтобы менеджеры не мешали сделке
ее поглощения. Порой такие пособия могут
достигать крупных размеров: например,
акционеры фирмы Revlon предложили президенту
компании 35 млн. долл.14
В результате, учитывая
премии акционерам и суммы, затрачиваемые
на наделение управленческой команды
«золотыми парашютами», затраты на захват
компании могут быть чрезмерными. Колоссальные
средства, вкладываемые в проекты поглощений,
зачастую приводят лишь к уничтожению
собственности акционеров поглощающей
компании.
В мировой практике
известна целая система противозахватных
мер, которые применяют менеджеры, чтобы
противостоять нежелательным сделкам.
В таблицах 2 и 3 представлена попытка обобщения
наиболее интересных из них и наиболее
применимых на практике.
Таблица 2. Основные
приемы защиты компании от поглощения
до публичного объявления об этой сделке
|
|
|
|
|
|
Таблица 3. Основные приемы защиты компании от поглощения после публичного объявления об этой сделке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники таблиц 2 и 3: R.S. Ruback.
An Overview of Takeover Defences // Working Paper № 1836-86. Sloan
School of Management, MIT. September. 1986. Tab. 1 & 2; L. Herzel
& R.W. Shepro. Bidders and Targets: Mergers and Acquisitions in
the U.S. Basil Blackwell, Inc., Cambridge, Mass.,1990, Chap. 8.
Таким образом, можно
сделать вывод, что процессы M&A довольно
хорошо изучены в теории. Несмотря на то,
что есть множество их определений, не
всегда совпадающих, суть их сводится
к одному: к концентрации. Как стратегия
ТНК M&A играют огромную роль, каким бы
мотивом эти сделки не были продиктованы.
Мотивы M&A в мировой практике можно разделить на три группы: мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду прежде всего денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия), мотивы увеличения/стабилизации притока ресурсов, нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы. одним из наиболее часто приводимых мотивов слияний/поглощений является экономия на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. За ним следует мотив экономии от сокращения административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата. Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства (снижение текущих издержек производства), хотя и она существенна.
В 2005 г. рост стоимости всех сделок M&A в мире составил 38%, в предыдущем году также был отмечен существенный рост. Таким образом, можно говорить о начале новой волны M&A. Причинами, повлиявшими на рост сделок M&A, по мнению аналитиков, стали низкие ставки процента, возросшие прибыли корпораций, увеличение цен активов. В то же время можно отметить, что бурный рост M&A носит, скорее, иррациональный характер и не может быть объяснен конкретными причинами.
В 2005 г. Европа догнала США по стоимости сделок M&A и перегнала по темпам роста этих сделок. Такой бум можно объяснить следующими причинами: улучшение финансового состояния европейских компаний, ухудшение общего состояния европейской экономики, европейская интеграция, низке ставки процента, падение курса доллара по отношению к евро.
ГЛАВА 2. Проблемы слияний и поглощений и их перспективы.
2.1 Основные причины неудачных сделок по слиянию и поглощению.
Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики, могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы. Так , 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.
Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений: неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании; недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании; ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.
Поглощающие компании порой неверно оценивают активы интересующих их компаний или их обязательства. Например, можно недооценить издержки, сопряженные с модернизацией оборудования в этой компании, или ее обязательства по гарантийному обслуживанию бракованной продукции. Существенно могут повлиять на эффективность слияния обязательства поглощаемой компании по охране окружающей среды. Если операции этой компании приводят к загрязнению среды, все затраты в этом случае, скорее всего, будут возложены на плечи поглощающей компании.
Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции – 3,5 млрд.
Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления.
Иногда менеджеры не могли справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры.
Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических активов, как человеческие ресурсы, – профессионализма менеджеров, квалификации рабочих. Смена хозяина приводит к пересмотру сложившихся критериев оценки персонала и традиций планирования карьеры, к изменению приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры. Кроме того, если менеджеры поглощаемой компании имеют определенную долю в ее капитале, их мгновенное превращение из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать. Если эти специалисты не будут чувствовать себя удовлетворенными своим положением в новой компании, образованной после слияния, лучшие из них уйдут из нее.
Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше. Это можно объяснить двумя причинами:
Во-первых, поглощающие компании, как правило, всегда крупнее, чем поглощаемые. В этом случае при равномерном распределении чистых выгод от слияния или поглощения между двумя компаниями акционеры каждой компании получат одинаковые прибыли в абсолютном исчислении, но в относительном, или процентном, выражении прибыли акционеров поглощаемой компании окажутся гораздо выше.
Во-вторых, существенно содействует этому процессу конкуренция между покупателями. Каждый следующий претендент на покупку компании стремится превзойти условия, выдвинутые предыдущим. При этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки слияния переходит к акционерам поглощаемой компании. В то же время менеджеры компании, которую собираются поглотить, могут предпринять ряд мер противозахватного характера, добиваясь, чтобы продажа их компании, если она и наступит, произошла по самой высокой из возможных в данных условиях цене.
В рамках крупных корпораций, образованных в результате слияния или поглощения, зачастую возникает явление, называемое в экономической науке субоптимизацией. Суть его состоит в следующем: внутри корпорации обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, покупать преимущественно у “своих”. При этом каждая “своя” компания, естественно, стремится устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. В результате либо продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, либо обычные коммерческие переговоры об уровне цен превращаются в бесконечные разборы взаимных претензий.
Информация о работе Слияние и поглощение как стратегия выхода российских ТНК на зарубежный рынок