Система высшего образования в Соединенных Штатах Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:00, доклад

Краткое описание

Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США не существует строгих федеральных стандартов для учебных заведений. Аккредитуют вузы частные организации и у каждого штата — свои законы для борьбы с неаккредитованными «университетами», которые выдают диплом за плату, в результате чего такие учреждения представляют значимую проблему

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Российский  государственный университет

 нефти и газа имени И.М.Губкина 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему: «Система высшего образования  в Соединенных Штатах Америки» 
 

Выполнила:

студентка группы ЭУ 09-5

Вендина П.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.  

   Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США не существует строгих федеральных стандартов для учебных заведений. Аккредитуют вузы частные организации и у каждого штата — свои законы для борьбы с неаккредитованными «университетами», которые выдают диплом за плату, в результате чего такие учреждения представляют значимую проблему.   

     Высшее образование обычно получают в течение 4 лет обучения в колледже или университете. В 2009 году в США действовало 4352 высших учебных заведений. В 2008 36 % выпускников вузов прошли обучение по 4-хлетней программе и 57 % — по 6-тилетней.

  В 2001 в вузах США училось 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % — из Азии. В последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится все дороже. Плата за год обучения — от 5 000 долларов до 40 000 долларов в Гарварде, и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов из среднего класса, чьи семьи теряют большую часть своих доходов. С 2002—2003 по 2003—2004 учебный год плата за обучение в штатских вузах выросла на 14 %, а в частных — на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

     В американской разговорной речи все вузы обычно называются колледжами (англ. college), даже если они не колледжи, а университеты.

  Вузы США можно разделить на три типа, которые как правило сильно отличаются друг от друга, главным образом по количеству студентов и атмосфере.

   Один из главных отличительных признаков — наличие или отсутствие научно-исследовательских программ и программы аспирантуры, которое отличает колледж от университета. Колледж — это высшее учебное заведение, которое занимается в основном обучением студентов, а научная работа, если и есть, остается на втором плане. Подавляющее большинство четырёхлетних колледжей — маленькие (менее 2 000 студентов) и частные, хотя в последнее время начали появляться колледжи штатов, созданные для талантливых студентов штата. Многие маленькие колледжи — религиозные, иногда называемые «Библейскими колледжами» (англ. bible colleges). Колледжи с гуманитарным уклоном часто называют «колледжами свободных искусств». Лучшие колледжи свободных искусств, такие как Амхерст, Вильямс и Суортмор, сравнимы по престижности с университетами Лиги плюща, но поскольку их гораздо меньше, они менее известны, хотя качество обучения в них часто лучше.

    Университеты делятся на два типа: частные университеты и университеты штатов, финансируемые властями конкретных штатов. Университеты штатов часто очень велики и как правило несколько уступают в престиже частным. Их главная цель — обучать студентов из своего штата, и поэтому для студентов из других штатов и конкурс и плата за обучение обычно больше. Во многих университетах штатов обучение страдает из-за больших классов, малого внимания преподавателей к студентам и бюрократии. Тем не менее, студенты, даже из других штатов и стран, собираются в лучшие университеты штатов, такие как Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет и Вирджинский университет.

    К числу частных университетов принадлежат самые известные американские вузы, такие как Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд, МИТ и «Калтех». Большая часть их — средней величины, хотя есть и очень маленькие (например Калифорнийский технологический институт) и очень большие (Университет Южной Калифорнии).

     Местные колледжи обязаны по закону предоставлять образование любому жителю местности, в которой они расположены, но поступление в американские четырёхлетние вузы — зачастую длительный и сложный процесс. Заявление о приеме — это длинная анкета, на которой поступающий обязан записать не только свои отметки в школе и на стандартных экзаменах, но и свои интересы, достижения и награды вне школьной программы, а также одно или несколько сочинений на заданные темы. Кроме того, ученик обязан подать рекомендации от учителей и, в некоторых вузах, пройти интервью с выпускником — волонтёром.

     Поскольку стандарты в разных школах очень разные, отметки обычно мало говорят о подготовленности учеников. Поэтому их дополняют результаты стандартных экзаменов. Обычно, абитуриенты должны сдать один из двух общих экзаменов — SAT Reasoning Test или ACT, а в некоторых случаях — один или несколько экзаменов SAT Subject Tests, которые проверяют знания по определённым предметам.

  Многие большие университеты оценивают поступающих почти исключительно по отметкам и результатам на экзаменах. Однако более маленькие вузы часто обращают внимание на внепрограммные достижения абитуриентов: в спорте, искусстве, общественной работе; и принимают тех, кто особо проявил инициативу и тех, кто, как они считают, добавят яркости и разнообразия в жизнь вуза. При этом рассматривается не только уровень, но и область достижений: атлет, занимающийся спортом, в котором не достает участников, или музыкант, играющий на нужном инструменте, таком как фагот, может быть отобран даже если его остальные способности не слишком впечатляют.

       Учительские рекомендации очень важны, поскольку они помогают судить и о таланте, и о старательности, и о других качествах студента. Сочинения помогают отобрать самых оригинальных и изобретательных школьников, а интервью часто показывают, насколько характер школьника подходит к характеру вуза. Таким образом, каждый элемент заявления играет роль в составлении понятия о поступающем. Насколько такое понятие играет роль, зависит главным образом от величины вуза.

    Из-за непредсказуемости этого процесса многие школьники поступают в несколько вузов, иногда до десяти, включая один, в который они почти точно будут приняты. Чтобы уменьшить количество бумаг или сетевых форм, которые школьники должны заполнять, многие вузы принимают Стандартное заявление (англ. Common Application).

     В самых больших университетах абитуриент обычно должен поступать на определённый факультет, но в большую часть вузов он поступает в вуз вообще. Даже там, где нужно поступать на факультет, есть способы перейти с факультета на факультет и возможно иметь статус «нерешившего», хотя путь на некоторые факультеты при этом становится почти или совсем закрыт. В других вузах студент должен решить, в чём специализироваться, в конце первого, а иногда второго курса. Иногда, в дополнение к основной специальности (англ. major) можно добавить одну или более дополнительных (англ. minor) специальностей, а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности.

     Посещение каждого курса даёт определённое количество кредитов (очков), которые соответствуют определённому числу часов работы в неделю над этим курсом. Студент может выбирать себе курсы свободно, но он должен зарабатывать больше минимума и меньше максимума кредитов и выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям. Требования могут быть конкретные («векторный анализ») или общие («девять кредитов гуманитарных наук») и могут быть выполнены в любое время до получения диплома.

   Отметки в американских вузах выставляются по семестрам или реже по триместрам. Они зависят главным образом от экзаменов, которые сдаются как правило в середине семестра или триместра (англ. midterms) и в экзаменационную сессию в конце учебного года (англ. finals). Также могут засчитываться домашние задания, проекты, презентации, рефераты, и тд…

     По мнению Олега Цивинского, профессора Йельского университета, стремление россиян поступать в американские университеты нужно только приветствовать

  России идет реформа высшего образования. Преобразовываются университеты, создаются бизнес-школы. Но если на создание хорошей школы для предпринимателей требуется не так много времени и ресурсов, то для появления университета мирового уровня нужны годы. Старые российские вузы не могут удовлетворить потребность в хорошем экономическом образовании. Даже лучшие российские университеты по качеству обучения едва дотягивают до средних американских вузов. А разница с Принстоном, Йелем или Гарвардом — огромна. Что же делать?

     Выход один — ехать учиться в Америку. Считается, что учиться  за рубежом невероятно дорого, однако это не совсем так. Действительно, год обучения в Йеле стоит около $50 000. Но талантливые абитуриенты из небогатых семей с доходом ниже $60 000 в год могут рассчитывать на бесплатное обучение. Те, чья семья зарабатывает от $90 000 до $150 000 в год, платят за учебу $6000–10 000. В Гарварде бесплатно обучается примерно четверть студентов.

  Главное, что может получить талантливый студент в американском университете из первой десятки, — это, конечно, не скидки на оплату обучения. Если в России студенты учатся по учебникам, состоящим из идей, которые были передовыми лет 20 назад, то в лучших университетах преподают люди, стоящие на переднем краю экономической науки. Аналогичная ситуация и в других дисциплинах. Лучший пример — Медийная лаборатория в Массачусетском технологическом институте. Ее задача — «изобретать лучшее будущее». Многие из самых передовых компьютерных технологий были придуманы именно там: например, электронные чернила, положенные в основу Kindle.

     В России принято трепетать перед каждой статьей нобелевского лауреата, в Америке к их суждениям относятся более критически — даже студенты. Часто нобелиаты читают лекции первокурсникам, и далеко не всегда они оказываются самыми успешными преподавателями. Словом, свойственный России дефицит лидеров мнений и новых идей не характерен для крупнейших американских университетов.

     Одна из причин успеха американского высшего образования состоит в том, что строгий механизм отбора работает и на этапе поступления в вуз, и в процессе обучения. В Йеле конкурс для абитуриентов составляет примерно 13 человек на место. В аспирантуру по экономике — 30 человек на место. Многие экзамены оцениваются по относительной шкале: только 10% студентов получают высшую оценку «А», 20% — «B» и так далее. Это формирует конкуренцию среди студентов. В такой «дарвинистской» атмосфере выживают только лучшие. Они учатся не только у профессоров, но и друг у друга. Это отличная питательная среда для формирования новых идей.

     Привычный для России метод определения лидеров — по блату и за деньги — здесь не работает. В любом американском университете, даже средненьком, есть жесткие барьеры, препятствующие тому, чтобы эти факторы влияли на успехи в учебе. Даже родство с президентом университета не поможет поступить в университет. Приемная комиссия полностью независима. Окончательный список поступивших аспирантов утверждается голосованием всех ее членов. Плагиат и списывание исключены. Это один из немногих однозначных поводов для отчисления. Студент, способный выжить в этих жестких условиях, без сомнения, получит блестящее образование.

     В университетах Лиги плюща, в которую входят восемь ведущих учебных заведений США, включая Гарвард, Принстон и Йель, акцент делается не на прикладные, а на фундаментальные знания. Никто не знает, как изменится мир через 20 лет. Соответственно, когда нынешние студенты будут принимать ключевые решения, знания, которые актуальны сегодня, устареют. Поэтому в лучших университетах их учат свободно и широко мыслить.

   Есть опасность, что получившие такое образование россияне не захотят возвращаться на родину. Однако это не так страшно, как кажется. Пусть студент, ставший лучшим на курсе, после получения диплома решит остаться в США, чтобы работать в инвестбанке или заниматься наукой. Но кто-то из его однокурсников все же вернется в Россию. И появление в стране хотя бы нескольких таких образованных людей способно значительно улучшить ситуацию. Существует проект, согласно которому правительство будет выдавать российским студентам кредиты на обучение и тем студентам, которые вернутся, этот кредит будет списываться. Однако пока что это все, к сожалению, лишь проект.

     В настоящее время, если вам не хватает собственных сбережений на очный курс MBA, а к традиционному кредитованию вы прибегать не хотите, существует как минимум один альтернативный источник средств на обучение. Это стипендия или грант, которые дает сама школа. К сожалению, стипендий для русских студентов не так много, как, например, для индусов, арабов, мексиканцев или афроамериканцев — для них существует довольно много «национальных» стипендий. Но кое-что все-таки можно найти и гражданам нашей страны.

     Условно стипендии делятся на награду за талант (merit-based) и помощь по необходимости (needs-based). Если вам отказали в первой, нужно, не стесняясь, подавать на вторую. Есть специальные стипендии, которые выдаются студентам из стран с развивающейся экономикой — как правило, Россию относят именно к этой категории.

Информация о работе Система высшего образования в Соединенных Штатах Америки