Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:54, контрольная работа
Главным звеном в рыночной системе является взаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, которые используются в производстве; рабочая сила (труд), охватывающая всевозможные способности и навыки людей, которые могут использоваться при производстве товаров и услуг; капитал в виде зданий, сооружений, оборудования, инструментов, транспортных и оборотных средств. Соединение факторов производства обеспечивается через организацию и управление производством, предпринимательскую деятельность.
Введение
1.Рыночная система хозяйствования
2.Спрос и его факторы
3.Предложение и его факторы
4.Цена и ценообразование
5.Рыночное равновесие
6.Используемая литература
Заключение
План
Введение
Заключение
Введение
Человеческая жизнь есть процесс удовлетворения разнообразных потребностей при помощи товаров и услуг. Каждый человек должен питаться, одеваться, иметь жилье, обставить квартиру, т.е. удовлетворять жизненно важные потребности. Кроме того, у него есть желание читать, путешествовать, общаться с другими людьми и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее. В данном случае речь идет о культурных потребностях и о потребностях в роскоши.
Перед каждым обществом стоит задача обеспечить рациональное использование имеющихся природных и материальных ресурсов, рабочей силы и управленческих способностей для производства товаров и услуг в целях обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей. Эта деятельность осуществляется в рамках определенного организационного механизма, который формируется в зависимости от экономической системы страны.
Хозяйствование - это как целенаправленный процесс принятия решений по использованию ограниченных ресурсов.
Хозяйствование представляет собой решение задач: какие средства направлять на удовлетворение определенных потребностей, и при этом охватывает все планомерные действия по снижению нехватки товаров.
Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К ним относятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения, самостоятельно планируют деятельность и организуют ее в соответствии с разработанными планами.
Объектами познания хозяйствования страны
являются общеэкономические процессы.
1.Рыночная система хозяйствования
Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы1:
♦ что производить — это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
♦ как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги;
♦ для кого производить — это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и т. д.
Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.
В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат , а продажа произведенных товаров и их потребление определяются в соответствии с доходами различных групп населения.
Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия — производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.
Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и т. д. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец — добиться, возможно, большей прибыли, потребитель — получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивают система рынков, цен и фактор конкуренции.
Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.
Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. При более высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном случае он имеет убытки.
Снижение цен и убытки одного продавца должны насторожить других продавцов, вынуждая их принимать меры по корректировке предложения товаров. При обеспечении необходимой прибыли действия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функции по вознаграждению либо наказанию их участников и регулированию их экономических отношений.
Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос и цена не установится в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и в результате повышаются цены на продукцию, и ликвидируется убыточность.
Этот процесс более детально изучается в микроэкономике. Для нас важно понять действие этого механизма и учитывать его при анализе и планировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.
В условиях развитых
рыночных отношений существует приоритет
потребителя. Ориентация на прибыль
и боязнь убытков заставляет хозяйствующих
субъектов и поставщиков
Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
♦ применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших расходов;
♦ информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов;
♦ сочетание
личных и общественных интересов. Через
конкуренцию оказывается
Рассматривая основополагающие положения, на которые должна опираться экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которые свидетельствуют, что имеются и слабые стороны в рыночной системе хозяйствования. Так, с течением времени:
♦ ослабевают контрольные функции рыночного механизма и значение конкуренции;
♦ свойственные этой системе хозяйствования неравенства в доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров, в первую очередь, необходимых обществу;
♦ исчезает гарантия полной занятости рабочей силы и стабильности уровня цен;
♦ рыночные отношения не обеспечивают эффективную защиту окружающей среды.
Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
♦ рыночная экономика
представляет собой такую форму
организации хозяйственной
♦ отличительной
особенностью рыночной системы является
ее способность перестраиваться
и приспосабливаться к
♦ рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.
Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления, конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.
Основой этой системы является рынок,
который за длительный период убедительно
доказал свои преимущества в использовании
побудительных стимулов к высокоэффективной
хозяйственной деятельности.
2. Спрос и его факторы
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
-эффектом дохода;
-эффектом замещения;
1. Эффект дохода
- желание потребителя
2. Эффект замещения
- готовность потребителя при
снижении цены товара отдать
предпочтение именно этому
Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора.
К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:
-изменение вкусов и предпочтений потребителей;
-количество потребителей на рынке (размер рынка);
-изменение денежных доходов потребителя;
-цены на сопряженные товары (товары-субституты);
-потребительские ожидания изменений на рынке.
Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.
Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.