Зарубежный опыт формирования рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Краткое описание

Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- раскрыть понятие рынка и рыночной системы;
- описать функционирование рыночной системы;
- исследовать эволюцию рыночной системы;
- рассмотреть зарубежный опыт формирования рыночной системы хозяйствования.

Оглавление

Введение 3

1 Основы функционирования рыночной системы, ее структура и принципы организации
5

2 Эволюция рыночной системы и ее типы 16

3 Зарубежный опыт формирования рыночной системы хозяйствования 23

Заключение 28

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая РС.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3
   
1 Основы функционирования рыночной системы, ее структура и принципы организации  
5
   
2 Эволюция рыночной системы и ее типы 16
   
3 Зарубежный опыт формирования рыночной системы хозяйствования 23
   
Заключение 28
   
Список  литературы 30
   

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность  темы исследования определена тем, что  современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

      В общем виде рыночная система –  это совокупность взаимосвязей между  производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) материальных и нематериальных продуктов.

      Рынок играет важную контролирующую, интегрирующую  и координирующую роль в экономике.

      При выполнении интегрирующей роли рынок  соединяет сферу производства и  сферу потребления в единый процесс, является сферой реализации экономических интересов продавцов и покупателей.

      При выполнении контролирующей роли рынок  контролирует, в какой мере интересам  покупателей соответствует количество и качество произведенных товаров.

      При выполнении  координирующей роли, реализующейся через интегрирующую производителей и потребителей механизм цен, выделяется три важнейших направления: распределение средств производства и труда в рыночной экономике, стимулирование технического процесса и дифференциации субъектов рынка.

      Рыночная  система - это прежде всего прерогатива  в принятии решений производителями  и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь имеются  исключительное значение. Уже в период свободной конкуренции рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста, когда значительная часть производительных сил перерастает рамки частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, науки, космосом, Для этого в государстве разрабатывается так называемая регуляторная политика и соответствующее законодательство, что позволяет, с одной стороны, осуществлять функцию регулирования, а с другой – ограничивает эту деятельность государства законодательными рамками.

      Исследованию теории рыночной системы посвящено немало теоретических исследований. Существенный вклад в разработку вопросов, непосредственно связанных с методами конкурентной борьбы внесли такие ученые, как Сидорович А.В.,  Демчук М.И., Лемешевский, И.М., Бузгалин А.В., Злотников Л.В., Лобкович Э.И., Макконеннелл К.Р., Брю С.Л., Булатов А.С., Мэнкью Н.Г., Самуэльсон П., Океанова З.К. и другие.

      Актуальность определила цель исследования – рассмотреть понятие и эволюцию рыночной системы.

      Поставленная  цель решается посредством следующих задач:

      - раскрыть понятие рынка и рыночной  системы;

      - описать функционирование рыночной  системы;

      - исследовать эволюцию рыночной  системы;

      - рассмотреть  зарубежный опыт  формирования рыночной системы хозяйствования.

      Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы.

      Объект  исследования – рыночная система.

      Теоретико–методологической основой курсовой работы является принцип диалектического метода познания, включающий принцип объективности в анализе явлений и процессов.  
 

 

 1 Основы функционирования рыночной системы, ее структура и принципы организации 

     Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо объяснений. В действительности, имеются самые различные толкования рынка в отечественной экономической теории и за рубежом [1, с.21].

     Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Рынок также характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и как механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

     Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности  на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного  обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

     В самом общем виде рынок - это система  экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

     Более конкретно рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

     Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги .

     В своем воздействии на экономическую  систему рынок противоречив и  многогранен, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

     Позитивная  роль рыночной системы заключается  в том, что конкурентный рынок  выполняет распределительную и  стимулирующие функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

     Являясь ориентиром для развития выгодного  производства и показывая невыгодность других производств, конкурентный рынок  регулирует отраслевую структуру, стимулирует  технический прогресс, обеспечивает ресурсосбережение.

     Через спрос - двигатель рыночной экономики - конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю, создает  материальную заинтересованность всем участникам в удовлетворении их потребностей. Рынок выявляет общественную значимость производства и товаров, реализует валовой национальный продукт, освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.

     Основанный  на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую  деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи.

     Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствуют в пользу рыночной системы. Однако возможности рыночного механизма не безграничны [2, с.23].

     Конкурентный  рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать; не гарантирует права на стандартное благосостояние, что, несомненно, играет негативную роль.

     Коррекцию рыночного механизма способно осуществить  только государство. Обе стороны  управления экономикой - рынок и  государство - существенны.

     Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учреждениями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются республиканские и местные органы управления.

     Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

     Рыночный  механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает, рынок  терпит фиаско и требуется вмешательство  государства.

     Правовое  регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности [3, с.34].

     С помощью финансов государство принимает  меры по стимулирования рыночных отношений  в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

     Объективная необходимость рынка обусловлена  теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного  производства.  

     Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

     1) Общественное разделение труда  и специализация. В любом многочисленном  сообществе людей никто из  участников хозяйства не может  жить за счет полного самообеспечения  всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

     2) Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных  в принятии хозяйственных решений  (что производить, как производить,  кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе субъекты деятельности хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

Информация о работе Зарубежный опыт формирования рыночной системы хозяйствования